Московский Златоустовский монастырь в истории Русской Православной Церкви и Российского государства

 

Московский Златоустовский монастырь 1412-1937
Фото из альбома Найденова Н.А. «Москва.Соборы, монастыри и церкви».
Часть II. Белый город. М., 1882

Златоустовский монастырь – один из древнейших в Москве. Первое упоминание о нём относится к 1412 году. Он находился между Покровкой и Мясницкой и просуществовал более пяти веков. В 30-х годах ХХ века монастырь был уничтожен, и сегодня о нём напоминают лишь названия Большого и Малого Златоустинского переулков. На месте обители в настоящий момент находится жилые дома ( Б. Златоустинский пер., д. №№ 3–5, №3А с2), построенные в 1930 годы, и офисное здание (Б.Златоустинский пер., д.№5 с3 ), бывшее когда-то детским садом.

 

Дом № 3–5 в Большом Златоустинском переулке

Наложение исторического плана монастыря на современные постройки, находящиеся на его территории, показывает полную сохранность внешних и внутренних границ обители. В ряде мест по северо-западной и северо-восточной границам чётко прослеживаются стены монастырской ограды с башенкой, а во дворе дома 3–5 читается старая стена, к которой примыкает советская хозпостройка. К моменту сноса, в 30-е годы ХХ века, все храмы и здания обители оказались на полтора-два метра погружёнными в наросший вокруг них культурный слой, благодаря чему хорошо сохранились не только фундаменты и подклеты сооружений, но и фрагменты наземных частей. Это позволяет точно определить местонахождение всех исторических зданий и сооружений, в частности храмов монастыря по состоянию на первую треть ХХ века:

Совмещённые исторический и современный планы территории бывшего монастыря:

Данные планы, многочисленные документы, хранящиеся в архивах, литературные источники, а также книга «Историческое описание Московского Златоустовского монастыря», написанная настоятелем обители архимандритом Григорием (Воиновым) и опубликованная в 1871 году, позволяет с высокой степенью достоверности восстановить главные страницы в истории обители.

Великокняжеский монастырь
По преданию основателями Златоустовского монастыря были московские гости – купцы, которые и построили первую деревянную церковь. Решающим моментом в судьбе обители стало посещение её великим князем Иоанном III. Когда государь узнал, что монастырь, уже начавший ветшать и оскудевать, носит имя его небесного покровителя Иоанна Златоуста, он дал обет возобновить его и начал с того, что в 1478 г. учредил в нём игуменство и возвысил Златоустовского игумена в иерархии священнослужителей города Москвы.
В 1479 г. Иоанн III заложил каменный собор во имя святителя Иоанна Златоуста, в честь которого он был назван, и рядом, через простенок, храм во имя апостола Тимофея, в день памяти которого он родился. К строительству князь привлёк именитых мастеров из Пскова. Созданные ими Троицкая церковь (1476г., Троице-Сергиев монастырь, ныне носит название церковь Сошествия Святого Духа на апостолов), и храм Ризоположения в Московском Кремле (1485г.) до сих пор стоят на земле и являются национальными святынями. Храм Иоанна Златоуста – также их детище, но в конце XVI – начале XVII вв., во время нашествия иноземных захватчиков, он сильно пострадал, и впоследствии на его месте был построен новый собор (1663г.).
Личное участие Иоанна III в возвышении Златоустовского монастыря, безусловно, стало примером и для других государей. Вот только несколько известных фактов:
▪ В 1678 г. великий князь Фёдор Алексеевич приходил сюда на богомолье.
▪ В 1706 г. царь Пётр I учредил в Златоустовском монастыре архимандрию.
▪ В 1737 г. на восстановление монастыря после пожара крупную сумму пожертвовала императрица Анна Иоанновна.
▪ В 1742 г. обитель посетила императрица Елизавета и пожаловала средства на строительство новой церкви над святыми вратами во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы.

Строительство соборной церкви в Златоустовском монастыре, 1479г.
(Лицевой летописный свод Иоанна Грозного)

Храмы монастыря
Соборный храм во имя святителя Иоанна Златоуста
Статус соборного храма во имя Иоанна Златоуста, сменяя друг друга, имели три церкви. Первая, деревянная, к тому времени как её увидел великий князь Иоанн III, изрядно обветшала. По его указу она была разобрана и перенесена в ближайший Покровский монастырь. На её месте в 1479 году была заложена вторая, каменная, церковь, также во имя Иоанна Златоуста, в честь которого князь был назван, и рядом, через простенок, храм во имя апостола Тимофея, в день памяти которого он родился.
В 1571 году, во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея, Златоустовский монастырь был сожжён, а то, что удалось восстановить, в 1611 году разорили поляки. Третий, пятиглавый собор, известный по историческим рисункам и фотографиям, был возобновлен «со-вне» в 1666 году.

Соборный храм во имя святителя Иоанна Златоуста

Церковь во имя святого мученика Василиска
Этот храм в 1632 г. поставили и снабдили его всей необходимой утварью Конон, Пётр, Андрей и Никита Апраксины. На данном месте и прежде была трапезная церковь, но без приделов. Новая церковь была с двумя приделами: во имя священномученика Корнилия и святого мученика Конона градаря.
Имя святого мученика Василиска связано с преданием о последних днях жизни Иоанна Златоуста. Святитель, гонимый властью и истощенный болезнями, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. Силы оставили его у склепа святого Василиска (†ок. 308г.), и в это время он услышал слова мученика: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Освящение церкви в честь святого мученика Василиска свидетельствует о благоговейном отношении верующих ко всему, что связано с именем Иоанна Златоуста. В данном случае присутствовал также и личный мотив жертвователей – в помяннике рода Апраксиных есть имя Василиск.
В 1660 году церковь сгорела во время монастырского пожара. В 1663 году на её месте при помощи дворян Зюзиных и других вкладчиков была построена новая трапезная церковь во имя Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Церкви по состоянию на 1679 год:

В 1679 году была проведена опись Златоустовского монастыря. В это время в нём находились:

1.Соборная каменная церковь во имя Иоанна Златоуста (со вторым престолом во имя апостола Тимофея);
2.Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;

3.Каменная церковь святого великомученика Феодора Стратилата — под колоколами;

4.Каменная церковь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Возведена на средства Ф.М. Апраксина и стала родовой усыпальницей Апраксиных Освящена в 1712г.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь во имя страстотерпца Иоанна Воина
Построена в 1736 г. на средства комнатного стольника И. П. Матюшкина. Пострадала при пожаре 1737г. В 1740г была отремонтирована. По документам неизвестно, проходили ли там службы, однако в 1811 году есть запись, что церкви уже нету. На месте её алтаря, по левую сторону соборного храма, вырос многоветвистый дуб.
Церковь во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы
Построена в 1742 году на средства императрицы Елизаветы Петровны в ходе восстановления монастыря после страшного московского пожара 1737 года «от копеечной свечки». Установлена над святыми вратами вместо пострадавшей Покровской. Автором церкви во имя святых Захарии и Елисаветы, а также новой колокольни Златоустовского монастыря является архитектор И.Ф.Мичурин. Обе постройки описаны в «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря как образец русского барокко.

Надвратная церковь во имя пророка Захарии и праведной Елисаветы
Церковь во имя Живоначальной Троицы
Строительство Троицкой церкви было начато в 1757 г. и закончено в 1761 г. В этом храме был создан один из первых в России престолов, посвящённых святителю Димитрию Ростовскому после его канонизации.
В 1812 г., предвидя вступление французов в Москву, духовенство организовало вывоз церковной утвари всех московских церквей и монастырей в Вологду. После отступления врага, златоустовский обоз с церковными ценностями в полной сохранности возвратился в обитель. Благодаря тому, что французы выбрали Златоустовский монастырь для постоя, он уцелел, но всё было разграблено, в Троицкой церкви была устроена конюшня.
Постепенно храм восстанавливался. В 1821 г. здесь был сооружён новый придел во имя святителя Иннокентия Иркутского — это был первый престол в Москве, освящённый в честь сибирского чудотворца. В 1832-1834 гг. храм был повсеместно обновлён, благоукрашен и вновь предстал в полном великолепии. Его новый иконостас был сделан по проекту выдающегося архитектора О. И. Бове.
23 ноября 1850 г., в день преставления святителя Митрофана Воронежского, в Троицкой церкви произошло знаменательное событие: на иконе святителя появились капли мира. Икону освидетельствовал архимандрит Знаменского монастыря. После вечерни он благоговейно собрал масляные капли полотном, а на другой день икона вновь покрылась ими. Мироточение продолжалось в течение 4-х месяцев и привлекло в монастырь многих верующих, получавших от Митрофана Воронежского помощь в своих недугах и скорбях.

Златоустовский монастырь – усыпальница славных сынов России

Представители многих славных российских родов, верно служивших Отечеству на мирном поприще и на поле брани, почитали за честь быть похороненными под сенью Златоустовского монастыря. Здесь были упокоены: генерал-адмирал Апраксин, генерал-аншеф Румянцев – отец великого полководца Румянцева-Задунайского и дед основателя Румянцевской библиотеки, генерал-аншеф Матюшкин, вице-адмирал Сенявин, контр-адмирал Муханов, а также семьи князей Урусовых, Борятинских, Кольцовых-Мосальских, Касимовских, Засекиных, Кучумовичей и многих других.
Все они были щедрыми благотворителями обители. Но Апраксины выделяются особо. Несколько поколений этой могучей российской династии благоустраивали и украшали Златоустовский монастырь, заботясь о нём, как о родном доме. Они построили здесь три церкви: во имя великомученика Феодора Стратилата, мученика Василиска и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая стала родовой усыпальницей Апраксиных. Наиболее известен в истории Фёдор Матвеевич Апраксин — друг юности Петра Великого, один из создателей русского военного флота, добывший вместе с Петром победу над шведами в Гангутском сражении 1714 года (в настоящее время это историческое событие отмечается как День воинской славы России), первый президент Адмиралтейств-коллегии, генерал-адмирал, одержавший многие победы в Северной войне и других Петровских походах.
Сегодня могила выдающегося флотоводца считается утраченной, но велика вероятность, что она находится на своём прежнем месте – засыпанная мусором и закатанная в асфальт.
Но окончательный ответ могут дать только раскопки.

При входе в усыпальницу Апраксиных в Благовещенской церкви
было установлено два якоря

Связь Московского Златоустовского монастыря
с Российской армией и флотом

Вся история монастыря неразрывно связана с историей Отечества, с защитой его рубежей. Это наглядно прослеживается в послужных списках настоятелей и насельников монастыря.

Архимандрит Досифей (Голенищев-Кутузов), настоятель Златоустовского монастыря в 1816-1819 гг., был родом из старинной дворянской семьи и начал свою карьеру с военной службы. Участвовал в боевых действиях, был дважды ранен. Дослужившись до чина секунд-майора, вышел в отставку и стал монахом. Военная закалка позволила ему успешно управлять вверяемыми ему монастырями. Твёрдость характера сочеталась в нём с сочувствием к братии. Он завещал крупную сумму из личных средств на поддержку монашествующих.

Архимандрит Евгений (Экштейн), настоятель обители в 1902-1904гг., участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855гг, духовно укреплял героических защитников города. В 1904г. он послал в Севастополь икону святителя Иоанна Златоуста для строящегося броненосца «Иоанн Златоуст»

Архимандрит Феодосий, управлявший монастырём в 1909 – 1920гг., прошёл через Русско-японскую войну: он был настоятелем походной церкви отряда Красного Креста. За усердную службу и проявленное в условиях боевых действий мужество игумен Феодосий был награжден церковными и государственными наградами.

В начале Первой мировой войны архимандрит Феодосий был назначен председателем Военного Благотворительного монастырского комитета Московской епархии и членом Московского епархиального комитета попечения о больных и раненых воинах. В 1916 г. за особо полезные труды по облегчению положения больных и раненых воинов архимандрит Феодосий был награжден золотым наперсным крестом с украшениями.

Крепкой «военной косточкой» отличались и многие насельники обители. Иеромонах Паисий участвовал в 1847г. в морском походе, иеромонах Ипполит провёл на военном флоте в общей сложности 20 лет, за что был награждён Священным Синодом бронзовым наперсным крестом, а затем Всемилостивейше пожалован орденом святой Анны 3 степени. Иеромонах Иезекииль в 1827 г. был священником на корабле «Иезекииль», который участвовал в знаменитом Наваринском сражении. Всемилостивейше награжден из кабинета его Императорскаго Величества золотым наперсным Крестом на Георгиевской ленте.

Иеромонах Авель в 1888г. был командирован Златоустовским монастырём в кругосветное плавание на крейсер «Адмирал Нахимов», откуда возвратился в обитель в конце 1892г. В 1893 г. по просьбе экипажа был вновь командирован на тот же крейсер и вернулся в 1898г. Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем корабельному священнику был пожалован золотой с цепочкой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, от Святейшаго Синода иеромонах Авель был награжден наперсным крестом, кроме того пожалован испанским морским знаком ордена 1 класса, пожалован французским правительством золотым с эмалью наперсным крестом, награжден орденом св. Анны 3-й степени.

Это лишь несколько примеров из жизни монастырской братии. Интересно, что многие монахи с военной биографией обращались с прошением направить их в Златоустовский монастырь – место упокоения прославленных защитников Отечества.

Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Златоустовская
Поистине всероссийскую известность получил Московский Златоустовский монастырь
в середине XIX века благодаря чудотворным исцелениям от иконы Божией Матери «Знамение». В 1848 г., во время эпидемии холеры, тяжко заболел почётный гражданин Москвы 60-летний купец Иродион Васильевич Воробьёв. Он уже мысленно прощался с жизнью, как вдруг увидел сон, в котором к нему с иконы Божией Матери «Знамение» обратилась сама Царица небесная и назвала его по имени. Наутро больной почувствовал облегчение и сразу отправился искать чудотворную икону. Через два дня он нашёл её в Златоустовском монастыре, в котором молился, когда был молодым. Она находилась над входом на паперть Троицкой церкви. И.В. Воробьёв обратился к митрополиту Филарету (Дроздову) и испросил разрешение снять икону с наружной арки и внести в церковь с подобающей честью. Благословение было получено, святыня была внесена в храм и несколько недель находилась на аналое в правом приделе во имя святителя Иннокентия Иркутского.

На пятой неделе великого поста монастырь посетил высокопреосвященный Филарет. Он приложился к новоявленной чудотворной иконе и указал лучшее место для её расположения. Впоследствии митрополит Филарет брал её на крестный ход, в котором участвовал генерал-губернатор Москвы.

В благодарность за исцеление И.В. Воробьёв украсил икону серебряной позолоченною ризою с драгоценными камнями, полностью возобновил Троицкую церковь, лично следил за ходом работ и пожертвовал в алтарь много ценной утвари. В 1848 г. было официально зафиксировано 8 чудесных исцелений от образа Божией матери «Знамение».
Чудотворения продолжались и в последующие годы, что также нашло официальное подтверждение. В Златоустовский монастырь стекались многолюдные потоки богомольцев, для бедных и болящих странников на заднем дворе была устроена особая комната, где они находили бесплатный приют и пищу. Со времени прославления иконы монастырь начал обретать стабильное экономическое состояние, а сама икона получила название «Знамение» Златоустовская.

Икона Божией Матери «Знамение» в Златоустовском монастыре
Литография 1867 г. ГИМ

Письменные и материальные свидетельства о монастыре

О Златоустовском монастыре сохранилось немало письменных и материальных свидетельств. Они находятся в различных архивах и музеях: ЦГА Москвы, ЦГАМО, РГИА, РГАДА, ГМА им. А.В.Щусева, ГМИ, Музее древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва, Третьяковской галерее, Музеях Московского Кремля, в Российском государственном архиве военно-морского флота и других. Существует также немало мемуарной литературы, дающей представление о том или ином периоде жизни обители.
Особенно важными памятниками являются монастырский Синодик-помянник XVII века, хранящийся в музее им. А. Рублева, оклад главного храмового образа святителя Иоанна Златоуста и облачения священников, находящийся в Музее Московского Кремля, икона Дмитрия Солунского в Третьяковской галерее, «Книга чудотворений от образа «Знамение» Пресвятой Владычицы нашей, Богородицы и Приснодевы Марии, находящегося в Московском Златоустове монастыре».

После закрытия монастыря были конфискованы не только его земли, здания, но и ценная церковная утварь. Его храмы ещё действовали, и в них устремились общины из других церквей, которые отнимались у верующих. Таким образом в 1928 г. собор Иоанна Златоуста был передан общине обновленцев. В 1931 г. Моссовет принял решение о закрытии собора, и обновленцы перешли в церковь во имя святителя Николая в Столпах. По описи им были переданы монастырские святыни – чудотворные иконы Божьей Матери «Знамение» и образ Иоанна Златоуста. Их дальнейшая судьба пока неизвестна.

Первая страница монастырского Синодика
Музей им. А. Рублёва

Златоустовские настоятели и насельники,
причисленных к лику святых новомучеников и исповедников российских

В 30-х годах прошлого столетия Златоустовский монастырь был снесён с лица земли. На его месте был построен жилой дом, в котором поселились в основном работники НКВД. Священнослужители монастыря, как и тысячи других, были подвергнуты репрессиям. Сегодня известны имена четырёх Златоустовских настоятелей и насельников, причисленных к лику святых новомучеников российских.

Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий,
в миру Пётр Фёдорович Полянский.
Родился в 1862г. в семье священника Воронежской епархии. Закончил Воронежскую семинарию и Московскую духовную академию. В 1896 г. Указом Святейшего Синода был назначен смотрителем Жировицкого духовного училища. За несколько лет привёл это учебное заведение в блестящее состояние, за что был удостоен орденов св. Станислава 3 и 2 степеней. За время работы в Учебном комитете Священного Синода объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследовав состояние семинарий и епархиальных училищ.
В 1920 г., в возрасте 58 лет, Пётр Полянский по предложению Патриарха Тихона принял монашеский постриг. В этом же году стал настоятелем Златоустовского монастыря и помогал Патриарху во всех делах по управлению Церковью. В 1921г. Пётр Полянский был арестован, после чего ссылки и тюрьмы (с небольшими перерывами) стали постоянным местом его проживания. Но это не поколебало его в правильности избранного пути. Став митрополитом, он твёрдо проводил в жизнь линию Патриарха Тихона. После кончины Патриарха в 1925г. Архиерейский Собор возложил обязанности Патриаршего Местоблюстителя на митрополита Петра. Он решительно противодействовал обновленческому расколу и уже самим фактом своего существования влиял на жизнь Церкви, даже когда находился в ссылке за Полярным кругом или в уральской тюрьме. Митрополит Пётр (Полянский) стал примером верности православию в годы, когда многие отступали перед напором богоборческой власти. Ему предлагали отказаться от Местоблюстительства, обещая взамен свободу, но святитель отверг эту сделку. 27 сентября 1937 г. митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме. Канонизован в 1997 г.

Священноисповедник Феодосий, епископ Коломенский,
в миру Иван Фёдорович (Ганицкий).

Родился в 1860г. в семье священника в Киевской губернии. После пострига в монашество служил в разных монастырях Таврической епархии. В 1904г., во время русско-японской войны, отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста. За усердие и труды во время военных действий, был награжден церковными и государственными наградами.

В 1909-1920гг. отец Феодосий был настоятелем Московского Златоустовского монастыря, где был возведен в сан архимандрита. В 1912г. включен в состав строительного комитета по сооружению в Москве храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в память об отмене крепостного права и назначен благочинным московских монастырей. Затем Патриарх Тихон возложил на него новое послушание – служение Церкви в сане епископа. Феодосий, став епископом Коломенским и Бронницким, открыто заявил о неприятии обновленчества, за что в 1922-1924гг.был заключен в Бутырскую тюрьму.

Выйдя из тюрьмы, владыка по-прежнему поминал только Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не поминал власти. Часть коломенского духовенства боялась следовать его примеру. Вокруг епископа сложилась напряжённая ситуация, и он подал прошение об увольнении на покой. 25 сентября 1929 г. прошение было удовлетворено, но на этом дело не кончилось. Обновленцы оклеветали архиерея, он был арестован, обвинён в контрреволюционной агитации и приговорён к ссылке на Север. После освобождения в 1933г. жил в селе Сушково (ныне г. Луховицы). Умер 3 мая 1937г., погребён за алтарём храма Казанской иконы Божией Матери. Канонизирован в 2006г. Мощи святителя ныне почивают в Сергиевском храме Богоявленского Старо-Голутвина монастыря.

Преподобномученик Рафаил (Тюпин),
в миру Борис Георгиевич Тюпин.

Родился в 1886 г. в Орловской губернии в семье крестьянина. В 1912 г. он поступил работать поваром в Оптину Пустынь. В 1914 г. был призван на фронт, но после ранения вновь оказался в Оптиной, при которой был устроен госпиталь. «Оптинская прививка» определила всю его дальнейшую жизнь. Он решил стать монахом. В 1922 г. в Златоустовском монастыре он был пострижен с именем Рафаил, а в 1926 г. – рукоположен во иеромонаха.

После закрытия монастыря служил в сельских храмах Калужской и Московской областей. Отец Рафаил был ревностным пастырем и молитвенником, и добрая молва о нем быстро распространилась в народе. На проповеди священника собиралось много людей, несмотря на то, что он говорил им нелицеприятную правду: «Мы переживаем голод, потому что забыли Христа и идем по стопам антихриста, нужно опомниться, и Бог все простит». Летом 1932 г. иеромонах Рафаил был приговорён к трём годам ссылки в Казахстан.
Отбыв ссылку, отец Рафаил вернулся к служению, но ему приходилось часто менять место работы. Власти следили за тем, чтобы священники нигде долго не задерживались и прихожане не успевали к ним привыкнуть. В конце концов отцу Рафаилу стали повсюду отказывать в регистрации, без которой он не имел права служить. Тогда он поселился в деревне Маклино Московской области и стал зарабатывать себе на жизнь сапожным ремеслом. Но воина Христова видно отовсюду. К нему снова потянулись верующие.
29 ноября 1937 г. иеромонах Рафаил был арестован, а 11 декабря расстрелян и погребен в общей могиле на полигоне Бутово. Причислен к лику святых в 2006г. В храме «Всех скорбящих радость» в селе Шарапово Московской области, где иеромонах Рафаил служил в 1930-1932гг., поставлена его икона.

Преподобномученик Пахомий (Туркевич),
в миру Павел Акимович Туркевич.

Родился в 1864г. в Волынской губернии в семье кузнеца. В 1892 г. поступил в Киево-Печерскую Лавру, а затем перешел в Самарский Николаевский монастырь, где и был пострижен. В течение тринадцати лет иеромонах Пахомий подвизался в монастырях Самарской епархии, в русско-японскую войну был полковым священником.

В его житии обращает внимание на себя один факт: будучи и.о. настоятеля Мойского Троицкого монастыря, он вдруг переходит в Старо-Голутвин монастырь Московской епархии, пользующийся недоброй славой. Переход связан с назначением туда настоятелем оптинского старца Варсонофия (Плиханкова), по-видимому, они были знакомы. При отце Варсонофии состав братии в Старо-Голутвином монастыре существенно обновился, обитель начала выздоравливать. Но в 1913 г. настоятель преставился, а в 1915г.иеромонах Пахомий перешёл в Московский Златоустовский монастырь и был назначен его духовником.

После закрытия обители отец Пахомий по промыслу Божиему остаётся жить рядом с ней, у своих духовных детей. Он был молитвенным стражем монастыря до последних дней своей жизни. Арестован в числе семи священнослужителей и верующих по делу архиепископа Можайского Димитрия (Добросердова). 21 октября 1937г. все они были расстреляны на Бутовском полигоне по обвинению в участии в контрреволюционной группировке и антисоветской агитации. Все причислены к лику святых новомучеников и исповедников российских. Игумен Пахомий канонизирован в 2000г.

Сегодня в храме Космы и Дамиана на Маросейке находятся иконы с изображением всех Златоустинских святых.

Новая страница в истории Златоустинского монастыря

В XXI в. У Московского Златоустовского монастыря началась новая жизнь.
В 2006 г. единственно уцелевшее от монастыря здание — келейный корпус (Малый Златоустинский пер., 5) — было передано приходу храма Космы и Дамиана на Маросейке, и сегодня в нём находится дом причта. В 2011 г. во время ремонта теплотрассы, проходившей по двору бывшей обители, были вскрыты древние захоронения — фрагменты шести надгробий, двух саркофагов и двух крышек от саркофагов XVI-XVIII веков. Прошлое, в прямом смысле слов, вышло из-под земли и заявило о себе. Строители пригласили на место находки священников Космодамиановской церкви, и с той поры в приходе появилось новое направление работы, которую возглавляет специально созданный «Центр по изучению истории и наследия Московского Златоустовского монастыря», который возглавляет священник Сергий Чураков.

Начиная с 2011г., в бывшем келейном корпусе регулярно проходят историко-богословские научно-практические конференции, получившие в 2016 г. название «Златоустовские чтения». В их основу положены две магистральные темы: восстановление истории Московского Златоустовского монастыря и изучение духовного наследия святителя Иоанна Златоуста. По итогам конференций выпускаются сборники докладов.

В Большом Златоустинском переулке установлены памятный камень с надписью «Иоанно-Златоустов монастырь на месте сем с 1412 года» и два информационных стенда с фактами о древней обители, выпущен красочный буклет, организованы регулярные публикации в авторитетном печатном издании «Московский журнал. История государства российского».

Новая страница в судьбе обители ознаменовалась написанием нового образа её небесного покровителя — святителя Иоанна Златоуста. По иконографическому изводу и размерам он полностью повторяет утраченный исторический. Великим постом 2016 года икона была освящена и торжественно поставлена в молельной комнате, устроенной в келейном корпусе бывшего Златоустовского монастыря. Через год, также Великим постом, здесь была поставлена вновь написанная икона Божией Матери «Знамение» Златоустовская – копия той, что прославилась чудотворениями в середине XIX в.

В настоящее время в молельной комнате каждую пятницу проходит водосвятный молебен святителю Иоанну Златоусту с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Знамение». Ежедневно совершается чтение Псалтири с поминовением всех, записанных в Златоустовском Синодике.

Новая икона святителя Иоанна Златоуста

Новая икона Божией Матери «Знамение» Златоустовская

Таким образом, год за годом, шаг за шагом, фрагмент за фрагментом, в сотрудничестве специалистов и волонтёров, был накоплен достаточный исследовательский и фактический материал, который позволил поставить вопрос о создании религиозно-исторического достопримечательного места «Московский Златоустовский монастырь». Участники конференции «Златоустовские чтения»-2017 поддержали эту идею и приняли соответствующую резолюцию. Получение статуса религиозно-исторического достопримечательного места (РИМ) позволит защитить от разрушения фрагменты построек, оставшихся от бывшего монастыря и даст новые возможности для сохранения памятников истории, для развития смыслового туризма, для восстановления важнейших страниц отечественной истории.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что на территории бывшего Златоустовского монастыря возобновилась духовная жизнь. Для её дальнейшего возрастания необходимо восстановление монастырских храмов. Память о Златоустовском монастыре должна вернуться в пространство Москвы и всей России.
Важно подчеркнуть, с конца XVIII века в Российской империи был только один монастырь, носивший имя святителя Иоанна Златоуста (Златоустовская Ройская пустынь в Ярославской губернии и Медведев-Златоустовский монастырь в г. Пскове упразднены в 1764г.). Он находился в центре Москвы и был камертоном духовной жизни для многих поколений. И сегодня для полноценного возрождения духовной жизни столицы необходимо восстановить все храмы, находившиеся в центре первопрестольного града.