Иеросхимонах Иоанн

Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев.

Иеросхимонах Иоанн

Родом из крестьянской семьи Муромского уезда Владимирской губернии помещика Гладкова (Гладышева?), в мире Иван Яковлев родился в 1818 году.

В юном возрасте он покинул родительский дом и до 1847 скитался по разным обителям, питаясь трудом и подаянием Христовым именем как юродивому. Наконец в 1847 году, по увольнении из общества он принят в число послушников Святогорской пустыни, Харьковской губернии.

Здесь принял он монашеский постриг с именем Исихий в 50-х годах (В источниках указываются разные даты) и проходил послушание ризного портного. Настоятель отзывался о нем: поведения хорошего, к послушанию своему способен и усерден. В 1862 году 14 января  был рукоположен о.Исихий во иеродиакона.

В 1867 году он принят по прошению в Киновию Боголюбской иконы Божией Матери при Сергиевой Лавре. А еще через три года о. Исихий пришел в Златоустов монастырь в Москве,  где и прожил до самой своей смерти.

Вот, что вспоминает о нем настоятель монастыря, архимандрит Григорий (Воинов): «Малый ростом, он и лицом несколько походил на митрополита Филарета, так что мне было очень приятно видеть его.»

Рукоположенный в сан иеромонаха следующим настоятелем Златоустовской обители, архимандритом Афанасием (Плавским), отец Исихий был назначен духовником сестер Ивановского монастыря и Казанской Головинской пустыни.

Строгий аскетичный образ жизни и духовная опытность о. Исихия привлекали к нему весьма многих граждан Москвы, искавших у него духовных советов и утешений. И никому он не отказывал в слове и благословении.  При этом все приношения своих многочисленных почитателей благочестивый старец раздавал бедным. В это время уже начало понемногу ослабевать у  него зрение, при совершении служб он часто читал с ошибками.

Жил о. Исихий в крохотной келье под колокольней. Не смотря на свою тихую и скромную жизнь по наветам завистников, паче же главного ненавистника нашего спасения, он не раз подвергался выговорам со стороны настоятеля монастыря.

С годами зрение становилось  все хуже,  в 1883 году отец Исихий уже не мог нести послушания священнослужения. С этого времени он не ложился более в постель и позволял себе дремать только сидя на стуле. Днем же не переставал окормлять своих духовных детей и принимать страждущих.

За  три года до смерти он полностью ослеп и мог лишь по памяти совершать  молебствия. Духовные дети  умоляли старца переселится в братский корпус в более удобную келию, и 1887  году он , наконец, согласился на их уговоры.

В начале 1888 года,незадолго до смерти , он  пострижен в  схиму с переименованием из Исихия в Иоанна. Пострижение  его было за поздней литургией при огромном стечении народа.  К слушанию литургии изволил прибыть и Высокопреосвященнейший Михаил митрополит Сербский (Один из самых выдающихся иерархов Сербской Церкви. Прекрасный богослов, он прожил очень непростую жизнь во времена нестроений в жизни церковной в Сербии. Владыка очень почитал  Святителя Иоанна Златоуста. Известно, что он помогал Афонской Келлье Иоанна Златоуста, принадлежащей сербскому монастырю Хидандарь, а также написал ему акафист), который изъявил желание быть и  был восприемным отцом  новопостриженного иеросхимонаха Иоанна.
От того времени и до самой смерти к о. Иоанну ежедневно стекалось очень много народа.


На месте Троицкого собора сейчас детская площадка

В Головинском монастыре благоговейно хранился сребропозлащеный крест со  многими мощами,  подаренный сестрам их духовным отцом и наставником.
Отец Иоанн окончил многотрудную жизнь свою 17 октября 1888 года.
Лишь только по городу разнесся слух о его смерти, в Златоустовский монастырь стали стекаться во множестве почитатели его, и панихиды не прекращались с раннего утра до самого вечера. Гроб его был покрыт пеленою, принесенною паломниками из Иерусалима. 20 октября, при многочисленном стечении богомольцев, которых не мог даже вместить соборный храм Златоустовского монастыря, настоятелем монастыря архимандритом Афанасием, в сослужении с прочией монастырскою братиею, было совершено отпевание почившаго иеросхимонаха Иоанна, после чего гроб с прахом усопшаго в сопровождении народа был перевезен для погребения в Казанскую Головинскую Пустынь.(Еще при жизни его, настоятельница монастыря, игумения Филарета, упросила старца быть похороненным в этой обители.)


Троицкий собор. Справа от входа могила о. Иоанна
Могила его находится на запад от юго-западного угла трапезы Троицкого соборного храма, в расстоянии 3-х аршин.  С разных концов Москвы приезжали почитатели незабвенного отца Иоанна с тем только, чтобы поклониться праху его, испросить у него молитвенной помощи  для себя и своих близких.


Колокольня Головинского монастыря

Ныне на месте монастыря построены дома и магазины, психдиспансер и  детская площадка. Лишь здание колокольни (в 90-х годах здание передано Церкви, в ней два раза в неделю служится Литургия, читаются  акафисты перед Казанской иконой Божией Матери, колокольня приписана к приходу храма иконы Божией Матери «Знамение » в Аксиньино), как немой свидетель прошедших событий, напоминает нам о бывшей здесь когда-то цветущей обители.

В статье использованы следующие материалы:

  • Приложение к Церковным Ведомостям №47 1888год.
  • «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. – М., 1909. – 17 окт. – С. 491-492.»
  • Выписки из Послужных списков Святогорской пустыни за 1854 г. (ГАХО (государственный архив Харьковской области), ф. 40, оп. 108, д. 96, л. 37) и за 1857  г. (ГАХО, ф. 40, оп. 41, д. 792, л. 28).
  • Выписки из послужных списков Златоустовского монастыря за 1876 г. (ЦИАМ,ф 203, оп.746, д.1175) и за 1883 г. (ЦИАМ, ф 203, оп 744, д 2643.)
  • Арх.Григорий. Из моих воспоминаний, часть 3 М.1892
  • Израилев, Аристарх Александрович. Описание Казанского Головинского общежительного женского монастыря

Автор благодарит Настоятеля и братию Свято-Успенской Святогорской Лавры за присланные материалы.