Слово святителя Иоанна Златоуста на Рождество Христово

 Давайте вспомним проповедь святителя Иоанна Златоуста на Рождество Христово в преддверии долгожданного праздника:

Сегодня взошло Солнце правды – и скрыло раньше восходившее; я освобожден от тьмы, – и не пользуюсь лучами; для меня опять родился свет – и омрачаюсь страхом; радуюсь рождению – и смущаюсь его образом; вижу, что проистекает новый источник – и убегает от древнего нечестия; вижу, что рождается младенец, – и небо склоняется для поклонения Ему; матерь рождает – и утроба не отверзается; дитя запечатывает собственное зачатие; родитель не муж, и сын без отца; Спаситель рождается, и создает Себе звезду; пеленается младенец, и держит землю; ясли изображают престол небесный, и скот – херувимское предстояние; светоч является, и объявляется чудо; ангелы предвозвещают, и пастыри пророчествуют; волхвы богословствуют, и иереи богоборствуют; Ирод падает, и смерть оплакивается; Адам освобождается, Ева радуется, и змий скорбит; пленные отпускаются, и насильники наказываются; младенец питается молоком, и питает питающую; носится на руках, и носит носящую; тварь узнает, и природа устрашается. Отсюда и я изумляюсь чуду, трепещу от таинства. Смело доверюсь Гавриилу, и изгоню свой страх. Слова к Марии объясняют чудо. Какие? И говорит (Гавриил): «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1:28), неизмеримая пашня небесного колоса; радуйся, Благодатная, неложно девственная матерь истинной виноградной лозы; радуйся, благодатная, непоколебимая сеть неизмеримого божества; радуйся, Благодатная, обширное место необъятной природы; радуйся, Благодатная, невеста вдовствующего мира, непорочное рождение; радуйся, Благодатная, соткавшая для создания венец нерукотворный; радуйся, Благодатная, святая обитель огня; радуйся, Благодатная, возвращение бегствующей вселенной; радуйся, Благодатная, неиссякаемая житница голодающей твари; радуйся, Благодатная, нескончаемая благодать святой Девы; радуйся, Благодатная, носитель светильника, украшенный многими добродетелями, (носитель) света негасимого и светлейшего, (чем) солнце; радуйся, Благодатная, приманка духовной удочки; радуйся, Благодатная, духовный кивот славы; радуйся, Благодатная, златая стамна с небесной манной; радуйся, Благодатная, напоившая жаждущих сладким питьем вечного источника; радуйся, Благодатная, духовное море с небесной жемчужиной, Христом; радуйся, Благодатная, блестящее небо, имеющее в себе в небесах невместимого Бога, необъятного и пространного; радуйся, Благодатная, столповидное облако, имеющее Бога, путеводившего Израиля в пустыне. Что мне сказать, и что произнести? Как мне ублажить всекоренящую славу? Кроме Бога, ты выше всех». Этим словом она смущена и, отвращая взор, стоит телом (и) изображает зрелище крестной истории; нерешительно стоит перед ангелом – ни бежать не осмеливается, ни стоять не дерзает. Видя, что бестелесный стоит, как человек, она стыдилась оставаться, ценя девство; не осмеливалась спросить неподобного себе. И было лицо Девы исполнено страха; говорит сама в себе: «Что это за приветствие? Кто приветствовал меня? Он превосходит блеском солнце, и беседует с грязью; сошел с неба, и приветствует деву; не облечен телом, и стоит подле жены, ступает по земле крыльями, как ногами. О чем он спрашивает у земли? По-моему, он ангел, но говорит как человек; исходит голос ко мне от бестелесных святых; лицом украшен светлее светильника; облечен одеждой; вижу юношу, не облеченного плотью, ступающего по полу, и не оставляющего знаков следа; нет у него языка, и восклицает мне: «радуйся»; губами не двигает, и пророчествует мне радость. Не знаю, что подумать о страшном мне видении? Если не знаю посланного, как буду знать пославшего? Если страшен вестник, то возвеститель страшнее. Если так блестящий омрачил мой ум, каким телом я покрою Солнце правды? Если устрашает меня создание, то как я буду носить Создателя? Если изумлена рабом, то как рожу Господа?» Сказал ей ангел: «Не бойся, Мариам» (Лк. 1:30); ты не падешь, как Ева; из нее смерть – из тебя жизнь бессмертная; из нее плод умирания – из тебя плод животворный; из нее обман – из тебя любовь; из нее людям от Бога удаление – из тебя неизъяснимое соединение Бога и плоти; из нее мрачный сон ада – из тебя светлый светильник мира; из нее проклятие – из тебя благословение; из нее отвержение – из тебя прощение; из нее мучение – из тебя вера; из нее слезы – из тебя реки живой воды; из нее труды – из тебя успокоение; из нее древнее нечестье – из тебя жизнь Троицы; из нее братоненавидение – из тебя человеколюбие; из нее потоп – из тебя омовение бессмертия; из нее убийство – из тебя возрождение; из нее заклание живых – из тебя воскресение мертвых; из нее ненавистный двенадцатиколенник – из тебя двенадцать апостолов, соединенных любовью; из нее смерть, распространяющаяся в мире, из тебя – она падает, достигнув успеха; из нее падение – из тебя воскресение. «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь» (Лк. 1:30–31) Того, Который в Отце и во плоти; и родишь Сына древнее Адама; родишь Сына старше меня; родишь Сына выше неба; родишь Сына выше херувимов; родишь Сына, устроителя веков; родишь Сына, собезначального Отцу: родишь Сына, совечного Духу; родишь Сына, Которого (область) все существующее; родишь Сына, Которого мы (не можем) видеть; родишь Сына, образ Которого от меня сокрыт; родишь Сына, Которому я предстою с трепетом». И исполнились дни рождения ее, и родила Сына своего первенца, Которого не насадил муж; она родила Сына, Которого не носил отец; родила колос, Которого не посеяло тело; родила Создателя, сделавшегося человеком; родила в пещере, и в Персиде Он явился. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?» («Христу рождшуся в Вифлееме Иудейстем… се, волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский?») (Мф. 2:1–2). Где бессеменно рожденный, пославший звезду Свою раньше самого Себя? Где влекущий нас странным лучом к неведомому свету? Где неизмеримой дланью ограждающий вселенную? Где всюду являющийся, и во плоти скрывающийся? Где освободивший нас от заблуждения и путеводитель к благодати? Где явившийся под дубом ангельской троицей? Где не сжегший терновник, и не уничтоживший матери? Где (родившийся) от Отца, невидимый, и матерью держимый? Где иссушивший Чермное море, и молоком питающийся? Где наказавший фараона, и от Ирода скрывающийся? Где потопивший дракона, и в пеленах лежащий? Где Тот, Которого не видели ангелы и созерцают люди?» «И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» («И се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе отроча… и… поклонившись, принесоша ему дары, злато, и ливан, и смирну. И весть приемше не возвратитися ко Ироду, иным путем отидоша во страну свою») (Мф. 2:9, 11–12). Родившегося Христа, Бога нашего, воспоем и прославим вместе с Его Отцом (и) со Святым Духом, ныне и присно, во веки. Аминь.

Икона Рождества