Фото №2 в проекте «Златоустов монастырь — взгляд через стереоскоп»

Дорогие друзья!

Следующая фотография, которая будет переведена в стереоформат для проекта, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, это
Достроенная на средства императрицы Елизаветы Петровны и освященная в 1742 г. надвратная церковь Захария и Елизаветы Златоустовского монастыря.

Фотография сделана в 30-е годы XX века. Материал, техника: стекло, слой, несущий изображение. Размер: 13х18 см. Внизу справа виден номер Центральных государственных реставрационных мастерских 10990, а слева инвентарный номер I 8571. Сейчас фотография находится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева».

Автор фотографии — Николай Яковлевич Епанечников, русский иконописец, владелец иконописной мастерской, поставщик императорского двора. Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. В советское время Николай Яковлевич занимался преимущественно реставрацией. В рамках этой работы он, в том числе, производил архивную съемку.

Официальное название этой фотографии «Нижний объем церкви с арочным проездом и лопатками-пилястрами». Перед нами вид с территории монастыря на нижнюю часть церкви в процессе разборки. Мы не видим купол, но можем предположить, по ведущей туда с соседнего здания лестнице, что разбирающие церковь там уже побывали. На окнах сохранились резные решетки. Церковь была знаменита скрытой от нас в этом ракурсе чугунной решеткой галереи, выходящей на Большой Златоустинский переулок. На более ранних фотографиях видна также решетка в арочном проезде, но на данной фотографии ее уже нет. На заднем плане сохранившееся до наших дней здание Большой Сибирской Гостиницы, в арке просматривается окно первого этажа гостиницы, в котором отражается фасад отдаточного дома монастыря справа (с крыши которого перекинута лестница). В центре фасада видна занимаемая когда-то киотом ниша, под ней — граффити. Согласно архивам монастыря, в середине XVIII века «в глухом окне» над вратами был помещен киот с образом Иоанна Златоуста работы иконописца Терентия Мижуева. Слева на галерее, возможно, подставка под фонарь или остатки трубы. По кромке галереи просматривается горизонтально расположенный перебитый желоб водосточной трубы. На облупившейся штукатурке фасада — подтеки от воды. Справа от арочного проезда, рядом с лопаткой на фасаде расположен, возможно, фонарь. Справа от арки, где находилась часовня, деревянное подсобное помещение с приставленной к нему лестницей. На переднем плане справа – груда досок и сухих веток. По наличию веток можно сделать вывод, что фотография сделана поздней осенью. Возможно, день выдался теплый, потому что на одной из досок висит снятая кем-то куртка. Слева от арки в нише виден вход в сторожку, где в советское время находился продовольственный магазин (вход в него был с Большого Златоустинского переулка), а рядом деревянный навес, под которым что-то складировано и прикрыто материей. На земле разбросан мусор. Загадочным представляется расположение подвод с лошадьми. Они не выезжают с территории монастыря, вывозя что-то из него, а наоборот, въезжают в Царские врата. Подвода на переднем плане имеет номер, на ней деревянные ящики, закрытые материей.

Надвратная церковь Захария и Елизаветы Златоустовского монастыря была разрушена в 1933 г.

фото2_новость.JPG