Фото №3 в проекте «Златоустов монастырь — взгляд через стереоскоп»

Сегодня мы расскажем о фотографии, которая выбрана для размещения в стереоскоп в Большом Златоустинском переулке.

Надвратная церковь святых Захария и Елизаветы

Фотография сделана в 1912-1914 годы. Материал, техника: стекло, слой, несущий изображение. Размер: 9х12 см . Внизу справа виден номер Центральных государственных реставрационных мастерских 14123, слева инвентарный номер I 5674. Сейчас фотография находится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева».

Автор фотографии: Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе, известный московский общественный деятель, благотворитель и коллекционер, был действительным членом Императорского московского археологического общества, членом Русского фотографического общества, а также одним из основателей комиссии «Старая Москва». В качестве основного дела жизни он выбрал изучение и коллекционирование всего, что касается истории Москвы. К сожалению, его работа была прервана в 1914 году Первой мировой войной.

Перед нами вид на Большой Златоустинский переулок со стороны ул. Маросейка в солнечный, но уже прохладный, предположительно осенний, день. На фотографии есть часы, на которых около 11 часов утра. Повседневная жизнь переулка в разгаре. На переднем плане транспорт и пешеходы. Слева мы видим спешащих по делам служащего в шляпе-котелке и дворника. Чуть правее от центра переходит дорогу одетая по моде того времени дама с тростью. На переднем плане справа видна часть одного из построенных по периметру монастыря в XIX веке отдаточного дома. Судя по вывескам там находится магазин бакалейных и колониальных товаров. Это здание упоминается в «Охранной грамоте» Бориса Пастернака, где описан примерно этот же период времени: «в одном из дворовых флигелей Златоустинского монастыря целыми артелями проживали цветочники», которые «за совершенный бесценок» ранней весной продавали привезенные из жарких стран пионы, ромашки, тюльпаны и анемоны. Далее мы видим фрагмент монастырской стены и главный вход в Златоустовский монастырь – надвратную церковь Захария и Елизаветы. С этого ракурса хорошо виден и нижний объем церкви, и восьмерик второго этажа, где расположен храм, и украшенный изысканными завитками-волютами барабан. По одной из версий в проектировании освященного в 1742 году храма принимал участие известный архитектор XVIII века Иван Мичурин. На галерее второго этажа, если присмотреться, можно разглядеть знаменитую чугунную золоченую решетку, которая впоследствии была охраняемым в городе объектом культурной ценности. Второй по счету навес справа (над ним виден крестик) – это вход в часовню, где хранилась копия монастырской иконы Богородицы «Знамение». Возможно кто-то из прохожих на фотографии направляется туда, чтобы купить в лавке при часовне свечку и поставить перед чудотворной святыней. Вглубь переулка уходит еще один отдаточный дом, на нем многочисленные рекламные щиты. Реклама на монастырских зданиях стала размещаться не так давно — примерно за 10 лет до того как было сделано фото. Мы видим, что в здании находятся магазин обуви, часовая мастерская, парикмахерская и «Мастерская биллиардов» Егора Родионовича Зазулина, кстати, возглавлявшего приходскую общину Златоустовского монастыря, в том числе в первые годы после революции 1917 года. Именно наличие общины позволило монастырю продолжать работу в течение нескольких лет после переворота. Перед обувным магазином две прижавшиеся друг к другу фигурки детей – кажется, они смотрят на фотографа и на нас с вами. На заднем плане возвышается брандмауэр здания Товарищества Невской ниточной мануфакторы — сохранившийся да наших дней свидетель того времени.

Надвратная церковь Захария и Елизаветы Златоустовского монастыря была разрушена в 1933 г.