С днем памяти святителя Филарета Московского!

Сегодня день памяти святителя Филарета Московского. Что можно сказать об этом великом Святителе? Как пишут в «Душеполезных чтениях» — предоставим слово ему самому: вашему вниманию предлагается небольшая подборка резолюций митрополита Филарета.

26 июля 1846 Резолюция на отношении управляющего о сооружении иконостаса: «С возвращением чертежа, ответствовать, что устроить по оному иконостас со стороны духовнаго начальства препятствия не усматривается; но притом советуется, четырех евагелистов написать в двух верних осмиугольниках, а в нижних поместить емблематическия их изображения, потому что образа евангелистов написать низко, близ самаго пола, не довольно сообразно с благоговением к изображению святых» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 68. № 10415).

20 ноября 1843 Резолюция на прошении священника о разрешении священнослужения, запрещенного по случаю падения его перед жертвенником во время совершения проскомидии: «По собственному признанию священник только через несколько дней пришел в память от припадка, внезапно постигшаго его у жертвенника в облачении во время проскомидии. По предосторожности от столь бедственнаго и оскорбительнаго для святыни случая нельзя разрешить ему священнослужение без довольнаго испытания. Изъявляемое же им сетование на то, что его не допустили умереть, есть чувствование столь несообразное с верою священно-служителя, что и оно препятствует допущению до священнослужения, доколе не смирится пред судьбою Божиею и не покается. Посему советуется ему признать свой грех нетерпения и просить у Бога прощения, а с прощением облегчения горестных обстоятельств» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 151. № 9899).

24 июня 1843 Резолюция на донесении благочиннаго таксиарха о соблюдении должного порядка во время крестного хода: «Впереди крестнаго хода шел, и мимо архиерея вошел в монастырь, дьячек с священнической тростью и шляпою в платке. Так открывать крестный ход не годится» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 125. № 9845).

15 июля 1843 Резолюция на консисторском определении об отсылке бывшего благочинного в Давидову пустынь на шесть недель за нетрезвый образ жизни: «Священника, в уважении признания, простить и в монастырь не посылать, а только по предосторожности отдать на год под особый надзор благочиннаго» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 126. № 9849).

19 марта 1846 Резолюция на консисторском определении об отсылке строптивого священника в монастырь: «Согласен, чтобы вменить священнику в наказание удаление от места. Но грех неистоваго гнева в алтаре, сопровождавшийся оставлением священнослужения, к соблазну народа, требует очищения совести. Посему послать священника в Покровский монастырь на неделю для молитвы, покаяния и увещания, чтобы учился приносить молитвы, воздевая преподобныя руки без гнева и размышления, как учит святый апостол» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 14. № 10307).

7 июня 1846 Резолюция на донесении благочинного о происшествии: «Молва не могла придти в уши Кокуевскаго священника, как приходит ветер, но кто-нибудь, один или многие, сказали ему о сей молве. А когда он не называет никого, от кого слышал, то подвергает себя подозрению, что выдумал клевету на кладбищенскаго священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 23. № 10324).

21 декабря 1843 Резолюция на выписке из консисторского настольного докладного реестра с определением о том, чтобы оставшееся по смерти монахини имущество игумения разделила между сестрами по своему усмотрению: «В указе упоминается шелковый салоп. Для чего консистория велит отдать его монахиням или послушницам?» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 159. № 9913).

30 ноября 1843 Резолюция на донесении благочинного об исполнением своих обязанностей священниками, состоящими при Мещанской части увещателями: «Увещание священническое, при следствии или суде, есть действие важное по существу и последствиям в отношении гражданском, нравственном и религиозном. Разсудительный и усердный увещатель, доводя виновнаго до признания, облегчает действие правосудия, очищает душу виновнаго и располагает к исправлению, охраняет прикосновенных к делу невинных. В таком действовании много может быть заслуги, много утешения, много награды. Напротив того…

вещатель небрежный, и по небрежности недоводящий виновнаго до признания, мешает действию правосудия, помогает виновному закосневать в грехе, подвергает опасности невинных пострадать вместо хитраго виновнаго. Особенно, есть ли, вследствие небрежности, или совершеннаго опущения увещания, дана будет лживая присяга, и сделано против присяги безсовестное показание: часть вины в сем тяжкм преступлении падет на совесть недостойнаго увещателя» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 153. № 9903).

10 декабря 1843 Резолюция на консисторской справке по прошению игумена о монастыря о посвящении монаха в иеродиакона: «Монах не знает, что христиане спасаются верою во Христа, и катехизиса не читал. Объявить игумену, что церковныя правила не позволяют поставить в священнослужители человека, не имеющаго понятия о начатках даже христианства. Велеть монаху прочитать катехизис и узнать, во что он верует» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 155. № 9906).

10 октября 1843 Резолюция на прошении уволенного по старости диакона о назначении пособия: «В бытность мою в Подольске имел я сведение, что проситель в нужде. Назначить ему с женою в подкрепление пособия от сына по пяти рублей серебром в треть обоим на два года» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 167. № 9934).

11 октября 1843 Резолюция на отношении управляющего Московской Палатой Государственных имуществ с просьбой архипастырского наставления священникам, избранным в наставники приходских училищ: «Целию преподавания поставить не то одно, чтобы передать некоторыя понятия памяти учеников, но то, чтобы в сердцах их утвердить православныя понятия о Боге и Христе Спасителе, благочестие, благоговение к Самодержцу, послушание начальству, благонравие, дабы учение сделалось в них основанием доброй и благополучной жизни. <…> С учениками обращаться кротко и с отеческою любовию, чтобы добрый учитель делал приятным учение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 171. № 9943).

3 ноября 1846 Резолюция на рапорте командира полка о разрешении полковому священнику совершения всенощных бдений: «Консистории объявить Спасскому священнику, чтобы допустил для воинских чинов совершение всенощнаго бдения с вечера в приличное время без полнаго благовеста и звона, а только с ударением в средний колокол седьмикратно, так как, по общепринятому порядку, всенощных бдений с вечера в зимнее время не бывает» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 173. № 9946).

28 февраля 1846 Резолюция: «на донесении благочиннаго Дмитровскаго уезда, церкви села Ведерниц священника Стефана Дмитриева Воздвиженскаго, писавшаго, что, в силу указа Дмитровскаго духовнаго Правления от 28 июля 1827 г., за № 224, пономарь Рождественской, села Гульнева, церкви Василий Кодратов, 56 лет, 13 марта скончался: «Консистории потребовать от благочиннаго, в силу какого указа скончался пономарь, и подлинно ли Дмитровское духовное Правление предписало указом, чтобы пономарь умер; и затем разсмотреть, может ли быть благочинным пишущий безсмысленное донесение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 9. № 10298).

13 мая 1846 Резолюция на показании священника о незлоупотреблении им крепкими напитками: «Священник не отрицает того, что его семейство проживало у пономоря около недели; и хотя объясняет это тем, что наказал сына розгами за разбитие тарелки; но как от сего малаго случая не могло последовать бегство всего семейства на неделю, то сим подтверждается донос, что он жену свою и детей избил в пьянстве» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 121. № 10320).

7 июня 1846 Резолюция на донесении благочинного о происшествии: «Молва не могла придти в уши Кокуевскаго священника, как приходит ветер, но кто-нибудь, один или многие, сказали ему о сей молве. А когда он не называет никого, от кого слышал, то подвергает себя подозрению, что выдумал клевету на кладбищенскаго священника» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 23. № 10324).

29 ноября 1846 Резолюция на прошении вдовы священника на определении ее на просфорническое место с жалобою на удары жестокого рока: «Прошение, в котором проповедуется жестокий рок, не может быть принято в действие. Сказать вдове, чтобы она сделала выговор писавшему» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 58. № 10394).

18 декабря 1846 Резолюция на выписке из консисторского настольного докладного реестра о нетрезвой жизни священника: «Священника послать в Пешношский монастырь на месяц для священнослужения и церковнаго чтения и пения, и для испытания в поведении, с увещанием к трезвости, и как себя окажет донести» (Резолюции. Т. 5. Ч. 3. С. 60. № 10399).

Ещё выдержки из резолюций, собранные архимандритом Григорием (Воиновым), одним из первых собирателей богатейшего наследия Святителя:
http://zlatoustmonastyr.ru/?p=480