10 декабря. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ

В тяжкое для Москвы время холеры 1847-1848 гг. Господь не оставил Москвы своею благодатною помощию. В феврале 1848 года одному больному холерою чудесно указана была и стала источать чудеса икона Знамения Богоматери в Златоустовом монастыре. Больной этот, почетный гражданин Иродион Васильевич Воробьев, старец 60 лет, имел свой дом в приходе св. великомученицы Екатерины, что на Ордынке, и был известен благочестием и благотворительностию. В ночь на 15-ое число февраля вышеозначенного года, он видел себя во сне в каком-то монастыре. Возле церковной паперти, — казалось ему во время сна, — неизвестный иеромонах, при котором находился послушник, готовился освящать что-то. Вдруг на стене, — какой, трудно определить, — явился образ Знамения Божией Матери с предвечным Младенцем. Благоговейный старец, исполненный небесной радости, поспешил приложиться к святому образу и, умильно смотря на этот образ, заметил райскую улыбку Божественного Младенца, а Пренепорочная Дева рекла: “раб Божий Иродион“. Как скоро он еще раз взглянул на чудесную икону, то увидел великое сияние, исходящее от нея на подобие светозарных лучей, и сам был озарен Божественными блистаньми, или, как после выражался он, “и меня сиянием осветило”. Изумление и восторг остались присущими его душе и тогда, когда он проснулся. “Великое милосердие Царица Небесная явила надо мною недостойным!“ думал Иордион, растроганный до глубины души. После такого необычного и восхитительно радостного видения, больной тотчас почувствовал телесное облегчение и возымел намерение непременно отыскать где-либо избавившую его от смертоносного недуга явлением своим св. икону Богоматери. Не успевши найти ее в приходской церкви, между тем хорошо помня  сновидение, именно, что он в каком-то монастыре, поклонялся перед образом Знамения, на стене явившимся и осиявшим его, он стал искать икону в других местах и наконец 17-го февраля, перед вечерней, нашел её в Златоустовом монастыре, где он неоднократно молился лет 30-ть назад. Без всякого сторонняго указания, он сам нечаянно усмотрел её над аркой при входе в Троицкую (монастырскую) церковь и, в чувстве благоговейной радости, пал на колена. Честная икона  давняго времени находилась над открытым входом в паперть Троицкой церкви. Она писана на липовой доске в 12 вер. длиною 10 шириною, и отличается весьма удачным изображением лика Богоматери, который привлекает к себе взоры каждаго христианина. По сторонам Приснодевы написаны святители: Иоанн Новгородский (при котором Знамения прославлена была в Новгороде) и Николай Мирликийский. Горя христианским усердием И.В.Воробьев испросил разрешение Высокопреосвященнаго митрополита Филарета снять с наружной арки икону Знамения и внесть в церковь с подобающей честию. На другой день, 3-го числа марта (среди 2-й седмицы Великого Поста) в 9-ть часов утра, казначей монастыря иеромонах Арсений (за отсутствием настоятеля арх. Евгения, бывшаго в то время ректором Вифанской семинарии), при молебном пении с прочией братиею, снял св. образ и возложил на руки приснопамятнаго Иродиона для внесения в Троицкую церковь, где после внесения началось водосвятие и на средине храма пели акафист в честь пресвятой Владычицы, перед Ея образом, взывая восторженно: радуйся, Невесто Неневестная! Затем новоявленная икона несколько недель находилась в правом приделе во имя св. Иннокентия Иркутского, впредь до усмотрения более приличного места.

Во вторник пятой недели Великого Поста (23 марта), по окончании часов , неожиданно посетил Златоустов монастырь Высокопреосвященнейший Филарет. И изволил пройти прямо в алтарь Троицкой церкви: там он слушал молебен Божией Матери. Вышед из алтаря и приложась к новоявленной иконе Царицы Небесной, спросил: «Где купец (Воробьев) хочет поставить икону?» Казначей отвечал: «Он желал бы поставить против придельного образа св. Иннокентия» (по левую сторону иконостасу, где она и положена была на аналое) — «здесь неудобно. Потому что загородится иконостас». Сказал святитель и зорко осмотрев Троицкий храм, указал наилучшее место для Знаменской иконы. После того, благословив братию и народ, оставил счастливую обитель. Как скоро Воробьев обложил икону серебряною позолоченною ризою с драгоценными камнями и устроил для нея киоту, она помещена была по правую сторону арки, отделяющей трапезу от храма. На лето её переносили в соборную церковь св. Иоанна Златоуста. Но с 1865 года, когда собор сделан теплым, она постоянно находится в резном иконостасе за левым столпом Златоустовской церкви, а в Троицкой оставлена копия с нея в сребропозлащенной ризе, ещё в 1848 снятая по усердию какой-то женщины, исцеленной от расслабления нервов благодатною силою от иконы Знаменской.

Печальные, притекая к ней, нередко получали утешения, больные исцеления, как это видно из монастырской, нарочно для сего заведенной книги, которую записаны восемь чудесных исцелений, относящихся 1848 году: о них доносимо было епархиальному начальству. Приводим одно для примера. Майорша Екатерина Александровна Капля, объявила о себе 16 августа, что она несколько лет страдала расслаблением нервов, соединенным с биением сердца и болью живота, почти не могла говорить, и опытные врачи отказались пользовать её, считая болезнь ея неизлечимою. Узнав о чрезвычайно многолюдном стечении богомольцев в Златоустов монастырь, и она пожелала отслужить молебен пред чудотворною Богоматернею иконою, и как скоро после молебна приложилась к ней и с искренним и глубоким усердием, в ту же минуту получила малое облегчение от недуга и начала говорить несколько свободнее. Возвратясь в квартиру с надеждой на Бога и на Пречистую Владычицу, день ото дня чувствовала себя лучше и, наконец, достигла такого состояния, как будто никогда не была больна. Всё это она подтвердила при своем муже, своеручною подписью.

Некоторые из испытавших на себе благодатное действие от иконы Знамения, в память сего оставляли разные подвески к ней. Чудотворный образ многие принимали в дома свои, молились пред честным ликом Матери Божией на открытых общественных молебнах или крестных ходах бывших в разных местах (приходах) города, по случаю вновь открывшейся в июне месяце того же года губительной болезни.

В самом монастыре каждодневно после ранней и поздней литургии, отправляем был общий молебен, и всякую пятницу во время малого повечерия читался акафист перед иконой Знамения, что и доныне продолжается. Кроме того 27 ноября в день её праздника на утрени и марта 3, когда новоявленная икона первый раз внесена в Троицкую церковь ежегодно после утрени (приспособительно ко времени св. Четыредесятницы) бывает молебное и акафистное пение Пресвятой Деве.

Сообщил АГ