История церкви архидиакона Евпла на Мясницкой

24 августа, в день памяти священномученика Евпла, хотим рассказать о церкви, ему посвященной.

Первая деревянная церковь архидиакона Евпла на Мясницкой  появилась здесь, на углу нынешней Мясницкой и Милютинского переулка в 1471 году. Она была основана после битвы на Шелони Ивана III с Великим Новгородом и в память о заключенном мире. Примечательно, что церковь была основана у той же древней дороги, у которой, чуть ближе к Москве стоял древний Златоустов монастырь. И в 1478 году, после второго и окончательного похода на Новгород, Иван III закладывает первый каменный собор в монастыре.

 Но вернёмся к церкви св. Евпла. В 1657 году Алексей Михайлович построил здесь каменную  церковь. По этому храму с XVII века Мясницкая называлась Евпловкой.  В 1750 году умирает сенатор генерал-майор А.Ф. Томилов, перед смертью он завещает деньги на строительство нового храма. В 1750-1753 годах по прошению вдовы генерал-майора Томилова и других прихожан взамен обветшавшей был выстроен новый храм. Имя архитектора не известно. Церковь и колокольня, связанные высокой галереей производили праздничное впечатление, они «держали» перспективу Мясницкой.

 На первом этаже церкви был престол святого Евпла и придел во имя Михаила Архангела. Во втором этаже церкви были престол во имя святой Троицы, а также ходовая паперть-гульбище. С улицы сюда можно было подняться по каменной лестнице. Церковь славилась удивительным иконостасом. 

Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта церковь уцелела. Более того, протоиерей кавалергардского полка Михаил Гратианский, не сумев вовремя выбраться из Москвы, был схвачен и ограблен французами. Находясь в плену, через интенданта Лессепса он просит французскую администрацию разрешения совершать службу и после многих прошений добивается его. Церковь Евпла он выбрал как чуть ли не единственную, уцелевшую от разорения.

15 сентября 1812 года, в уже занятой французами Москве, в этом храме о. Михаил Гратинский провел молебен за здравие Российского императора и просил о даровании «победы русскому христолюбивому воинству и об изгнании врага». Молебен сопровождался колокольным звоном. Докладывая полевому обер-священнику, отец Гратинский писал: «Вся церковь была омыта слезами. Сами неприятели [присутствовавшие на службе], смотря на веру и ревность народа русского, едва не плакали».

И далее о. Михаил Гратинский отправлял службы в этом храме вплоть до возвращения в Москву священника этой церкви.

В 1925 году руководство четырех столичных трестов обратилось в президиум ВЦИК за разрешением построить на месте церкви семиэтажный дом «Дворца трестов»… По признанию архитекторов, вставших на защиту церкви, это был «единственный образец памятника переходной эпохи, объединивший архитектурные приемы Петровского времени с западноевропейскими воздействиями, за размеры и красоту называли эту церковь Евпл Великий». 

За церковь вступился Алексей Щусев, но через журнал «Коммунальное хозяйство» получил официальный ответ: «Сохранять при росте и перепланировке столицы всякую церковь Евпла только потому, что это памятник старины, бесполезно и даже вредно». Церковь снесли. Иконостас спасли, перенеся в церковь Иоанна Воина на Якиманке. Однако упомянутый «дворец» на этом месте так и не построили, как и не использовали участок впоследствии.

Уже в наше время был снесен, сохранявшийся до сих пор, дом причта храма, и позже построено здание для Высшей школы экономики. 

Подробнее о храме можно прочитать здесь: https://vladimirdar-livejournal-com.turbopages.org/turbo/vladimirdar.livejournal.com/s/471105.html