10 декабря 2018

С Праздником!
С днем иконы Божией Матери Знамение!
Сегодня в часовне при большом стечении народа был отслужен молебен с акафистом и икона Знамения Божией Матери была снята со своего места и положена на аналой для поклонения. Её снимают два раза в год- в дни празднования.
В честь праздника хотелось бы сказать несколько слов.


Чуть больше полутора века назад, в снежную и холодную зиму 1850 года, через два года после явления чудотворной иконы, в Златоустов монастырь был назначен новый настоятель. Этот настоятель — дворянин, бывший флотский офицер, архимандрит Леонид (Краснопевков). Близкий к митрополиту Филарету Московскому, он, как и отец Григорий (Воинов), был одним из первых, кто осознал огромную ценность наследия Святителя. В книге — «Записки московского викария», опубликованы выдержки из дневников владыки Леонида. В отделе же рукописей РГБ хранится его дневники занимают огромный фонд, и Бог даст, со временем и они будут доступны читателю.
А пока — небольшой фрагмент из неопубликованного, декабрь 1849-январь 1850, сегодня этот кусочек, кажется, как нельзя кстати.
» С. А. довез меня до ворот Златоустова и вот я познакомился уже с братьями, нашелся час, и спешу вложить эти строки, чтоб лечь спать и с 8 часов встать свежим. Что Бог даст.
30 декабря. Знакомство со вверенным или назначенным мне монастырем было очень приятно. Я составил себе самое невыгодное понятие о Московских м-рях. С м-рем московским привык я соединять понятие чего-то грязного, обветшалого и вот, в 5 часов утра вхожу я в зимнюю церковь чрезвычайно чистенькую, новенькую и довольно обширную с правильным разделением на три алтаря. Я не занял приготовленного мне ковра пред настоятельским кресле и несмотря на боль в голове и в ногах, ни камилавки не снял, ни присел. Служили и пели сносно: довольно скоро, без суетливости и опусканий. При чтении первого часа ко мне подходи братия. Вот их имена: иеромонах Арсений казначей, Паисий и Иоасаф, священники Василий и Иоанн, иеродиакон Фотий, диакон рясофорный Лазарь, диакон Николай, монах Димитрий и послушники: всего 18 человек. Каждого из них, после благословения, я целовал в оба плеча со словами: Христос посреди нас, но не все отвечали: «Христос посреди нас» Видно вообще, что монастырь без настоятеля и служащие не знают хорошо своих отношений к настоятелю: не отдаются поклоны после возгласов, неправильное каждение, но усердие и благоговение заметно. Есть уже довольно простоты, что редко в столице. Толкотни довольно много за проскомидией, а также продажи и <звонки> свирепствуют, копеечная свеча горит и прочая. Дает Бог все это по времени непотребному. Перед раннею обеднею я встал на колени и прочитал молитву Заступнице пред Ея чудотворною новоявленною иконою. Слова хороши, довольно новы в богослужебном языке Ея обороты. Я прочитав ея стал прикладываться. Темное в живописи, но простое золотое изображение Богоматери с распростертыми руками имеет некий смешанный вид древности и новизны. Мысль, что призывает меня Матерь Божия быть стражем святой ея иконы, в которой благоволил Господь явить ныне новый источник телесных и душевных исцелений для Божьего народа – внезапно поразила меня в ту минуту как уста готовы были коснуться священной дски, и слезы блеснули из моих глаз. Икона эта за правым крылосом, а за левым Св. Златоуста, изложением деяний и учения которого заключил я круг академического преподавания патристики.»

Большое спасибо тем,кто трудился над расшифровкой текста.
С Праздником!