владыка Леонид (Краснопевков)

Дорогие отцы, братья и сестры.
Сегодня день кончины одного из выдающихся и в то же время забытых иерархов Русской Православной Церкви — архиепископа Леонида (Краснопевкова) (1817-1876).
Вымоленный в детстве благочестивой матерью в Сергиевой пустыни под Петербургом, в месте, куда неоднократно возвращался он затем в юности, посещая свят. Игнатия (Брянчанинова), правая рука и верное чадо митрополита Филарета (Дроздова), дворянин, морской офицер, он и сам был отцом для всех кто пересекался с ним так ли иначе на жизненном пути. Сохранилась обширная переписка и дневники, все это ждет своего внимательного исследователя и чуткого читателя. Его близкими друзьями и адресатами были архиеп. Савва (Тихомиров), прп. Пимен (Угрешский), генерал и сокурсник по институту Николай Слепцов. Он очень любил свою семью, пожалуй, это были самые близкие ему люди. Сохранились письма к вл. Леониду свят. Игнатия (Брянчанинова), именно под его влиянием , тогда еще Лев, окончательно склонился к принятию монашества. В 28 лет он принимает монашеский постриг , в 33 становится архимандритом, в 42 -архиереем.
В 1850 году архимандрит Леонид в течение года настоятельствовал в Златоустовом монастыре.


Несмотря на необходимость часто бывать на людях, на обязанности ректора, викария (» всем до меня дело» писал Владыка), он всегда оставался монахом: «монаху тем легче дышать, чем больше труда, чем наполненнее время его». Москва тяготила Владыку Леонида, сохранились поэтические описания Вифанской природы и образа жизни, а вот, что говорил он преподавателям семинарии: «Здешняя жизнь в Вифании так очаровательна, что [за] удовольствие жить в ней с вас надо брать деньги, а не Вам жалованье воздавать.»
Владыка очень любил служить, предстояние у Престола было самым важным делом его жизни, он старался каждый день молиться за Литургией, однако не дерзал служить более 2-3 раз в неделю. Владыка очень ценил благолепие и аккуратность в службе.
Несмотря на слабое здоровье, никто от него «тощ и неутешен отыде», многочисленные письма людей, даже не на долгое время узнавших Владыку, хранят теплоту этих встреч.
Владыка Савва (Тихомиров) охарактеризовывал архиепископа Леонида так: » Когда он не чувствовал себя в болезни и был в добром расположении духа, он не знал меры своим трудам и подвигом. Для него встать с постели в полночь, идти в церковь к утрени, отстоять или отслужить раннюю литургию, за тем идти в класс на лекцию, потом принимать подчиненных или посторонних посетителей, и заключить все это самою скромною трапезой, после которой притом никогда он не отдыхал; или с вечера просидеть за каким нибудь официальным делом, или дружеским письмом до утренней зари- для него совершенно ничего не значило. Вообще он отличался необыкновенною наклонностью жертвовать собою для других, — и за это нередко весьма дорого расплачивался. »

Зимой 1876 году Владыка поехал обозревать епархию, и заехал в Николо-Бабаевский монастырь, в место , где был похоронен свят. Игнатий. «14 декабря архиепископ Леонид стоял раннюю литургию, ездил по приходам, вечером долго вел духовную беседу с П.А. Брянчаниновым. 15 декабря он был в церкви на утрене и ранней литургии, причем внешне казался совершенно бодрым. Когда после окончания богослужения он стал прикладываться к иконам, вдруг сильно побледнел и быстро пошел к выходу. Подоспевшие настоятель и казначей обители подхватили его под руки. Владыка от помощи не отказался и шел, повторяя: «Боже! Что это со мной? Грудь болит… спазмы». В келье ему дали лавровишневых капель, но это принесло облегчение лишь на пару минут. Преосвященный Леонид признался, что такие приступы у него уже случались, что еще ночью он почувствовал себя неважно, спал только 3 часа, но все равно пошел на раннюю службу. Послали за доктором и духовником. Преосвященного Леонида успели исповедать и причастить. Врач приехал через несколько минут после совершения таинств и, осмотрев больного, сказал: «Он скончался». Причиной смерти был, скорее всего, обширный инфаркт миокарда.» («Архиепископ Леонид Краснопевков на Угреше» Е.Н.Егорова)
Преосвященный Владыко, помолись и о нас грешных!

Ежедневное правило Владыки Леонида:
«Мой девиз ректора – благочестие внутреннее и любовь к внешнему порядку. Авось поможет Господь! В полдень мне накрывают стол, всего два блюда, и часто (в постные дни) кушанье ученическое, но с белым хлебом и в <полиелеи> вино. Впрочем не на все можно рисковать, постный ученич.<еский> стол, где свирепствует горох и каша, чрезмерно отяготителен для желудка, и вообще в пост мудрено обойтись без вина, приходит под возраст когда вино делается млеком, вино – млеко для старца. Случается, что до вечерни я свободен бываю от всяких посещений. В таком случае прогулка, чай и вечерня урывочные занятия, урывочные потому, что до меня дело всякому. Вечер мой кончается принятием рапорта от главного старшего. Это бывает в исходе 10-и. Потом по уходе его в зале гасится свет (признак моего пребывания дома), прислуга вся сходится в кабинет к молитвенному налою. Я надеваю епитрахиль, читаются молитвы на сон грядущий и глава из Евангелия. После чего делается отпуск для мальчиков, тогда начинаю с послушником правило. Это правило придумано отчасти мною, отчасти о.<тцом> Феодором, конфирмовано о.<отцом> наместником и состоит в следующем: Благословен Бог. Трисвятое. Отче наш. Помилуй нас Господи помилуй нас и проч. За тем 2 канона и между ними акафист. Акафисты на: воскресенье, понедельник, среду и пяток – Иисусу Сладчайшему, на прочие дни – Богородице. Каноны расположены так: Вначале канон Богородице или акафист Иисусу, и канон Иисусу, или акафист Богородице, потом канон дня по октоиху ангелам или апостолам и пр., на субботу всем св<ятым> и мертвым. На воскр<есные> дни – Троичный, Воскресный, Богородице, если готовлюсь. Ангелу Хранителю. Потом отпуст и ектенья «Помолимся о Благочестивейшем…» от конца переведены на начало (т. е. отпустить мальчиков). Перед правилами положены у нас поклоны: 50 поклонов и 50 молитв умных, чтобы ежедневно обойдены были четки. В посты поклоны земные все, а в прочие дни поясные кроме <15>, а на праздники все поясные. Чтения перед правилом главы из Еванг.<елия> и главы из апостола, после правила кафизма. На сон слава из 17 каф.<измы> кроме воскр.<есных> дней и всенощных, на утро – молитвы утренние и ектенья «Помолимся о Благоч.<естивейшем> и чтение дневного евангелия и апостола, непременно на одном из древних языков.»