9 августа — День воинской славы России.

Сегодня, в день св.вмч. и целителя Пантелеимона мы празднуем и День воинской славы России — День победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут. Одним из главных действующих лиц, из ближайших помощников Петра I в этой битве был граф Федор Матвеевич Апраксин.
Небольшой видеосюжет, посвященный памяти Федора Матвеевича и другим сподвижникам Петра Великого выложен на нашем сайте:
Сегодня хочется вспомнить еще и о насельниках монастыря, которые проходили послушание во флоте. Отец Анатолий, отец Ипполит, отец Иезекииль… Отец Авель. Вот о нем-то мы и расскажем сегодня, благодаря трудам историка С.С.Сингха.


Иеромонах Авель (Иванов)
В конце XIX века священники нередко назначались на корабли, отправлявшиеся в заграничные плавания. В таких походах командный состав, нижние чины, корабельные врачи и судовые священники являлись представителями своей страны, а последние – ещё и Русской Православной Церкви. Одним из них был насельник Златоустова монастыря иеромонах Авель, в миру Алексей Ильич Иванов. Он происходил из мещанского звания и обучался грамоте в доме родителей. В апреле 1870 г. стал послушником Задонского Тихонова монастыря, в мае 1874 г. был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 апреля 1877 г. – во иеромонаха. Был оставлен на годовое испытание в Московском Донском монастыре и пребывал там до 1885 г. 17 октября 1883 г. иеромонах Авель был награждён набедренником, с 31 марта 1883 г. по 31 декабря 1885 г. исполнял должность кружечного. 1 января 1886 г. был переведён в Златоустов монастырь.
В 1887-92 и 1893-98 гг. являлся судовым священником крейсера «Адмирал Нахимов». В те годы корабль находился в различных заграничных плаваниях в водах трёх океанов. Особо необходимо отметить Восточное путешествие цесаревича Николая Александровича и визит русской эскадры под командованием адмирала Федора Карловича Авелана во французский порт Тулон.
Восточное путешествие цесаревича (1890-91 гг.) кроме расширения кругозора наследника решало важную внешнеполитическую задачу: во время следования будущий император проводил деловые встречи с высокопоставленными представителями разных стран, а сопровождающие его корабли демонстрировали мощь Российского императорского флота, ведь в основном оии были построены на отечественных верфях, а не в Англии, Франции или Германии.
Во время этого путешествия на крейсере в полном объёме осуществлялся круг годичных богослужений. Во многих зарубежных портах проводилось окормление находившихся там православных христиан, исполнялись требы как членов экипажа, так и соотечественников. По мере необходимости о. Авель проводил богослужения и на других кораблях эскадры. По окончании морской части своего путешествия цесаревич наградил иеромонаха золотым наперстным крестом с драгоценными камнями.
Визит русской эскадры под командованием адмирала Ф. К. Авелана во французский Тулон осенью 1893 г. был важным внешнеполитическим шагом – он должен был продемонстрировать сближение России и Франции. 1 октября русская эскадра вошла на рейд Тулона. Её приход был встречен французами с восторгом, состоялся торжественный приём и гуляния, которые шли несколько дней. Множество французов хотело осмотреть русские корабли, и моряки с удовольствием проводили экскурсии. Одним из добровольных помощников был иеромонах Авель, встречавший гостей на борту крейсера «Адмирал Нахимов». К сожалению, недостаточное знание французского языка не позволило ему полноценно проводить экскурсии. Но само желание показывает, что священник хотел быть не только представителем Церкви, но и своей страны.
Французское государство и общественность обратили на судовых священников (всего в эскадре их было четверо) особое внимание. Специально для них были созданы «золотые с эмалью» наперсные кресты необычного вида: художник использовал рисунок 8-конечного православного креста, обвив его веткой незабудок из зелёной и голубой эмали. Кресты были торжественно поднесены делегацией французских женщин. Относительно возможности ношения данного креста адмиралом Авеланом был направлен запрос в Синод, ответ был отрицательным, но в качестве подарка его было разрешено оставить.
Итак, отец Авель оказался участником двух важных для отечественной истории событий. За время своей десятилетней успешной службы судовым священником кроме названных наград иеромонах Авель был удостоен испанского морского ордена, ордена св. Анна 3-й степени и серебряной медали на Александровской ленте в память императора Александра. И стал достойным представилем Златоустовского монастыря.