16-17 февраля в Московском Златоустовском монастыре состоялись VIII Златоустовские чтения. Традиционно они были приурочены ко дням памяти великого Вселенского учителя – святителя Иоанна Златоуста. (9 февраля Православная Церковь празднует перенесение его мощей, а 12 февраля святого поминают в Соборе Трех Святителей). Так же традиционно научно-практическая конференция началась с молебна святителю Иоанну Златоусту и литии по почившим настоятелям, насельникам и жертвователям монастыря. Молебен совершался в единственно уцелевшем здании монастырского архитектурного ансамбля – бывшем келейном корпусе по Малому Златоустинскому переулку. Неким отступлением от традиции, сложившейся и окрепшей благодаря глубокому интересу к истории древней обители, какую все эти годы проявляют к ней храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке и созданный при нем Центр изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря с его многочисленными добровольными помощниками, стал очно-заочный формат (пришлось учесть текущую эпидемиологическую обстановку). Но в остальном – то же обилие глубоких серьезных докладов, освещающих как исторические пласты жизни святыни, существовавшей в Первопрестольной более пяти веков, так и разные аспекты наследия великого молитвенника и богослова святителя Иоанна Златоуста. И та же добрая атмосфера! Ее можно было ощутить даже на Урале, как написал один из давних друзей Златоустовского монастыря, смотревший конференцию в прямой трансляции.
Помнить о них, чтобы их поминать
Снова-таки по установившейся традиции с приветственным словом в начале форума выступили почетные гости – то есть люди, без которых деятельность инициаторов и подвижников Златоустовского движения не смогла бы достигнуть тех результатов, что сегодня нас поражают. В своем видеобращении руководитель Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянов заметил, что обитель во имя святителя Иоанна Златоуста явилась одной из главных московских утрат начала XX века. А в третьем тысячелетии она, разрушенная, но живая, стала выявленным объектом культурного наследия и вскоре была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия. «Это значит, что пройден очередной важный этап», – подытожил А.А. Емельянов. Какое же знаковое событие может порадовать сердца многих энтузиастов на следующем этапе? Эту тему затронул в своем выступлении «10-летие трудов по возвращению в пространство Москвы памяти о Златоустовском монастыре» настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Феодор Бородин. Подчеркнув, что придание бывшей монастырской территории статуса достопримечательного места произошло благодаря очень большим усилиям очень большого числа людей, пастырь сказал, что справедливость требует, чтобы на этом святом месте, где современная религиозная жизнь связана с устроением часовни, совершалась бы и Божественная литургия, которую мы называем Литургией Иоанна Златоуста, в свое время написанную или сильно отредактированную Святителем. По сообщению отца Феодора, не так давно митрополит Воскресенский Дионисий, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, управляющий делами Московской Патриархии, управляющий Центральным викариатством благословил начать проектные работы по созданию домового храма внутри Златоустовского дома. Это будет храм в честь святителя Иоанна Златоуста.
Еще, по словам батюшки, Златоустовский монастырь приоткрыл на сегодняшний день менее одного процента тех тайн, которые он хранит. Заметим: это при том, что на протяжении десяти лет проводится огромная работа! Но пока вот такая цифра – менее одного процента открыто… Что особенно ценно: с первых шагов одним из наиболее важных направлений явилось исследование судеб людей, связанных с монастырем. Подвизавшихся в нем или помогавших обители становиться на ноги в материальном плане, отстраиваться, благоукрашаться. В русле этих историко-биографических исследований находится тема «Братия Иоанно-Златоустовского монастыря по описи 1733 года», которую постаралась раскрыть на нынешнем форуме кандидат исторических наук из Ростова Великого (к слову, автор портала «Монастырский вестник») А. Е. Виденеева. Имея большую любовь к работе с архивными материалами и считая документальные источники главной ценностью для историков, она с большим интересом (и со всей дотошностью!) изучила комплекс документов о братии монастыря того времени, когда проводилась, можно сказать, полноценная общемонастырская ревизия. А именно: шел централизованный сбор сведений о насельниках и насельницах всех российских монастырей, и данные поступали в Московскую дикастерию. Так вот, братии в 1733 году в столичной обители было 28 человек. Из них 12 человек в священном сане и 16 монахов. Возраст – от 20 лет и за 80… Монахом, не имевшим священного сана, был отец Иоиль, который уже двадцать лет здесь подвизался, и чья способность к экономике и управлению делами позволила занять ему высокий казначейский пост. По материалам видно, что он был правой рукой настоятеля. А настоятелем на тот момент являлся сын сельского причетника архимандрит Спиридон. Удалось определить некоторые вехи его биографии. Став священником, он служил в Москве – в Казанском соборе на Красной площади. Затем в зрелом возрасте принял монашество и в 57 лет возглавил столичную обитель, получив при этом чин архимандрита. Служил в ней до последнего вздоха…
В наш век, когда в часовне святителя Иоанна Златоуста в стенах бывшего монастырского корпуса читается Неусыпаемая Псалтирь, какие-то имена (а это прихожане Космодамианской церкви на Маросейке, храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках и, конечно, самоотверженные люди, что трудятся в Центре изучения истории и наследия обители) уже хорошо знакомы. Более того: они теперь им настолько близки, как бывают близки имена родных тебе людей! Потому что на протяжении минувших лет всё же «открылись» биографии некоторых насельников обители, их личностные качества, а то и мотивы, по которым они вступили на монашескую стезю.
До чего же, к примеру, ближе и понятнее стала личность преподобномученика Пахомия (Туркевича) после того, как был найден в разных архивах целый ряд документальных свидетельств! (Об этом мы рассказывали на портале «Монастырский вестник» в интервью «Молитвенный страж монастыря. Расстрелян на Бутовском полигоне…»). А в «Отчете о научной работе Центра за 2020 год» секретарь Центра А. П. Хондзинская сообщила, что трудами волонтера из Самары, недавно пополнившей их армию волонтеров, набирается новое, дотоле неизвестное дело – о пребывании будущего духовника Златоустовского монастыря отца Пахомия на месте настоятеля в Мойской Свято-Троицкой мужской обители Самарской епархии. Или посмотрим на итог поразительной преданности теме аспиранта кафедры истории России историко-филологического факультета ПСТГУ Созонта Сингха. Именно благодаря его преданности множеством фактов, подробностей обросла неординарная личность иеромонаха Авеля (Иванова) – насельника Златоустовского монастыря, направленного из столичной обители на службу в морской флот. «Деятельность судового священника иеромонаха Авеля (Иванова) в конце XIX века (по судовому журналу крейсера «Адмирал Нахимов») – тема доклада Созонта Сингха в этом году. Уже в четвертый раз он выступает на «Златоустовских чтениях», и каждый раз с большим воодушевлением делится всё новыми и новыми находками!
…Думается, что после нынешней конференции знакомыми и родными именами для чтецов Неусыпаемой Псалтири и для многих других станут имена отца-настоятеля архимандрита Спиридона и казначея – монаха Иоиля, о которых тоже нужно хранить живую память, чтобы молитвенно их поминать.
А прекрасным завершающим аккордом первого дня конференции, как сказал руководитель Центра священник Сергий Чураков, явился доклад доктора филологических наук, профессора И. В. Дергачевой: «Синодик Златоустова монастыря в контексте русской синодичной традиции». Действительно, было интересно слушать, как переведенный с греческого языка «Чин православия» на русской почве постепенно превращался в самостоятельную, сложную по составу книгу, включающую, помимо привычных поминальных текстов, почти философское размышление о состоянии человеческой души после разлучения ее с телом. Кроме того, вероятно, не все знали, что появление первого Синодика с предисловиями связано с именем преподобного Иосифа Волоцкого – составителя древнейшей редакции Синодика этого типа. И, разумеется, в этом контексте был важен взгляд современного ученого-исследователя на Синодик Златоустова монастыря с оригинальными частями, которые в нем присутствуют. (Нельзя не сказать, что на сегодняшний день монастырский Синодик насчитывает тысячи и тысячи имен – всех настоятелей обители, насельников, жертвователей. Еще в часовне читаются записки, подаваемые нашими современниками).
Перекличка времен: о благодетелях прошлых веков, их потомках и успешном краудфандинговом проекте в наши дни
Особое внимание на нынешней конференции было также уделено ярким личностям боголюбивых людей, которые жили в разные исторические эпохи и не только ходили в церковь, не только молились. Они немало сил прилагали к тому, чтобы храмы строились, благоукрашались, да и монастыри чтобы не бедствовали. К ним, таким людям, относятся и многие из рода Зюзиных, о чем рассказала в своем докладе «Род Иваниса Зюзина, вкладчика Златоустовского монастыря» руководитель музея Зюзинской волости, член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, член Совета Московского краеведческого общества С.И Ярославцева. В этом же русле прозвучал еще один интересный по фактам и увлекательный по стилю изложения доклад, подготовленный доктором исторических наук, профессором исторического факультета МГУ (думается, здесь уместно добавить – помощником председателя Издательского совета РПЦ) Д.М Володихиным. Тема доклада: «Из истории князей Барятинских, благодетелей Златоустовского монастыря». Дмитрий Михайлович сделал исторический экскурс в прошлое России, проследив этапы преобразования этого рода, поначалу представлявшего «верхушку» провинциального масштаба, многие поколения военных «служильцев» и затем – знаменитейших в Отечестве людей, поистине столпов царства. У этого рода, продолжил российский историк, была одна замечательная черта: по отношению к Церкви Барятинские отличались необыкновенной щедростью. Так, братья Данила Афанасьевич и Алексей Афанасьевич создали в Брянске Спасо-Поликарпов монастырь. Представители другой ветви, исполненные благодатного желания усилить почитание преподобного Даниила Переславского, стали самыми богатыми жертвователями за всю историю Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Федор Юрьевич Барятинский, известный как жертвователь на нужды Златоустовского монастыря, перенял эту добрую традицию у старших представителей рода и передал ее своему сыну Ивану. В 1733 году на средства Московского генерал-губернатора Ивана Федоровича Барятинского над Святыми вратами столичной обители в Малом Златоустинском переулке был возведен Покровский храм. Велик список благодеяний, в котором несколько поколений – добрые христиане, расположенные к монашескому чину, достаточно широко жертвовали на монастыри. Говоря о возвышении Барятинских, Д.М. Володихин высказал мысль, что возвыситься «поздним» Барятинским, видимо, не только их личные достоинства помогли – здесь не обошлось без Божественного благорасположения и, надо думать, Промысла Божия.
Вероятно, благодаря Промыслу Божию главным ктитором Златоустовского монастыря стал легендарный человек из «птенцов гнезда Петрова» – генерал-адмирал Федор Матвеевич Апраксин, являвшийся одним из создателей Армейского флота и российского Военно-Морского Флота. Это он испросил у Царя разрешение учредить в полюбившемся ему монастыре архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Это благодаря его щедрым вкладам в обители была поставлена каменная ограда, крыши церковных строений заново обиты жестью, построена новая колокольня. И всё же главной постройкой графа явилась Благовещенская церковь. Ее подклет стал усыпальницей, где Федор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 году. Кандидат исторических наук, главный специалист отдела культурного наследия и технического контроля управления культуры администрации городского округа города Воронеж Н.А. Комолов в четвертый раз приехал на «Златоустовские чтения» с докладом, посвященным еще одной странице жизни этого рода: «Граф Ф.М. Апраксин и его семья: страницы взаимоотношений».
Однако вернемся в нынешнее время из того знакомого по книгам, фильмам, архивным сведениям прошлого, которое было так богато на события и поступки, заставляющие размышлять, спорить, взволнованно о них говорить на протяжении веков! Тяжелейший 2020 год с накрывшей планету коварной болезнью вызвал у многих растерянность, страх, порушил немало перспективных планов в разных сферах. Надо отдать должное Центру изучения истории и наследия Златоустовского монастыря: его сотрудники и добровольные помощники продолжали весь тот сложный год работать целеустремленно, системно, качественно, развивая магистральные темы, которые были намечены еще десять лет назад. Появился новый исследовательский материал, а монастырский музей «Разрушенный, но живой» пополнился артефактами, экспонатами. Но если в 2019 году замечательный макет главного собора во имя святителя Иоанна Златоуста (с чего когда-то и начинался монастырь) был создан благодаря поддержке Гранта мэра Москвы и нескольких благодетелей, то в 2020 году на следующий экспонат – макет Благовещенской церкви – средства пришлось собирать, как говорится, по миру. Большую их часть для второго этапа воссоздания архитектурного художественного макета монастыря пожертвовали потомки славного рода Апраксиных. Кстати, их представитель графиня Елизавета Владимировна Апраксина живет в Москве и постоянно бывает на «Златоустовских чтениях». Другие ее родственники рассеяны по лицу земли. Но с какой радостью, по признанию потомственной графини, они приняли участие в вышеназванном проекте, как за него болели душой!
… Итак, деньги на макет появились – и всё же их не доставало! И тут неоценимую помощь оказали сетевые ресурсы. Сотрудники Центра вышли на популярную платформу «Начинание. ру.», представляющую собой сервис коллективного финансирования социальных инициатив, и запустили краудфандинговый проект «Памяти генерал-адмирала Ф.М. Апраксина». Возможно, слово «краудфандинг» для немалого числа русских людей не только труднопроизносимое, но и малознакомое. Однако куда важнее в данном случае суть, которая в нем заключается. В Интернете можно прочитать, что дословный перевод этого слова – финансирование толпой. На самом деле это, как правило, объединение людей, помогающих проектам финансами. Например, фонд «Начинание» видит свою миссию в том, чтобы реально поддерживать добрые дела. Очень интересно было проследить за динамикой процесса, показывающего, как шел сбор средств на макет церкви (что, к слову, нашло отражение на официальном сайте Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, а также на страничках Центра ВКонтакте, Фейсбуке). Приведу лишь две выдержки оттуда. Первая: «Друзья, осталось 33 дня до завершения нашего проекта. Спасибо всем, кто подержал нас, но средств пока недостаточно! Если бы каждый из прочитавших пост перевел по 100 рублей – сумма была бы практически собрана!». Что ж, присылали кто сколько мог – и 100 рублей, и тысячу. И энтузиасты активно распространяли информацию о сборе средств в соцсетях и телефонных чатах. В итоге появилось следующее сообщение: «Низкий поклон ВСЕМ, кто поддержал проект создания макета родовой усыпальницы Апраксиных на площадке «Начинание.ру». Собрано ровно столько – сколько нужно и даже чуть-чуть побольше! О всех благотворителях совершается молитвенное поминовение на Неусыпаемой Псалтири в часовне святителя Иоанна Златоуста».
К прискорбию, сегодня то место, где была родовая усыпальница Апраксиных, является дворовой территорией. Сама усыпальница официально считается утраченной. (Но мощность культурного слоя на здешнем участке оставляет шансы на то, что фундаменты и подземные части церкви вместе с погребениями сохранились). Поскольку у Центра и его добровольных помощников пока не хватает сил кардинально изменить ситуацию, то соборно решили, что на данном этапе точное повторение в макете построенного попечительством Федора Матвеевича Благовещенского храма станет ответным даром за его труды на благо России и рода. А также – прекрасной возможностью восстановить в макетной копии утраченный памятник… Руководитель Центра отец Сергий Чураков в показанном на конференции презентационном видеоролике о создании макета сообщил, что церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы воссоздана в масштабе 1к 160, и выразил надежду на то, что это один из 160 шагов к воссозданию действительно самой Благовещенской церкви. А участие потомков знаменитого рода в этом деле батюшка назвал ценным и важным не только с точки зрения техническо-материальной, но прежде всего – с духовно-символической. По его убеждению, через малый шаг («Один из 160!» – улыбнулся он в кадре) возродится большое дело: великая фамилия Апраксиных будет звучать здесь более значимо, более зримо и более масштабно.
«…наше гражданство на небе, а не на земле»
Эти слова святителя Иоанна Златоуста на протяжении многих столетий заставляют людей задуматься. И боголюбивых или ищущих Бога – реально осознать: чтобы получить гражданство в Небесном Иерусалиме, нужно здесь, на нашей грешной земле изрядно потрудиться, очистить душу от страстей, напитать ее любовью и расточать любовь вокруг. Путь в Царство Небесное тернист и ухабист. И творения Константинопольского архиепископа, одного из трех Вселенских учителей Церкви, могут и должны быть христианином востребованы. Вот почему конференция проводится в течение двух дней, и второй ее день, как правило, становится уникальной площадкой для теологов и богословов, преподавателей светских и духовных вузов, изучающих неисчерпаемое наследие Святителя. Отметим: самого читаемого и любимого автора в Древней Руси (переводов его сочинений больше, чем переводов любого другого автора). Ныне на Богословской секции было представлено немало докладов, скажем, с интересными поворотами темы. Например: «Славяно-русский акафист XV века святителю Иоанну Златоусту: проблемы адаптации к современному изводу церковно-славянского языка» (докладчик – насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, кандидат богословия, преподаватель кафедры филологии МДА иеромонах Далмат (Юдин)); «Термин «пакибытие» (παλιγγενεσία) в наследии святителя Иоанна Златоуста» (кандидат богословия, профессор Московской духовной академии, директор библиотеки МДА игумен Дионисий (Шленов)); «Судьба еретика Нестория в сравнении с подвигом святителя Иоанна Златоуста» (клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдково, доцент Сретенской семинарии священник Павел Сержантов,) и другие.
Безусловно, для «Златоустовских чтений», изначально заявивших о себе как о заметном явлении в современной церковной жизни и подтверждающих свой высокий уровень год за годом, большим подспорьем (и большим плюсом) является участие в них преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Так, кроме представителей Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, на форуме выступил целый ряд представителей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А декан богословского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой практического богословия, кандидат теологии, доктор богословия протоиерей Павел Хондзинский был и модератором Богословской секции, и докладчиком. Его доклад «Святитель Иоанн Златоуст в русской богословско-академической науке начала ХХ в. (мученик Иоанн Попов и В.И. Экземплярский)» вызвал живой интерес.
Не мог не вызвать интереса и доклад диакона Сергия Пантелеева, доцента кафедры филологии МДА, кандидата богословия – «Догматы Церкви в проповеди святителя Иоанна Златоуста». Ведь тема понимания яркой личности Святителя и тем не менее зачастую воспринимаемой однобоко (в качестве христианского моралиста) по-прежнему злободневная. «Восстановление верного образа Святителя имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение», – отметил отец Сергий. Обращаясь к трудам самого Златоуста, а также к размышлениям о нем известных богословов и подвижников, докладчик постарался показать, почему оценка Иоанна Златоуста исключительно как моралиста, учителя нравственности далека от истинного положения дел. Свидетель веры, выразитель церковного Предания (так писал о нем в одном из своих эссе протоиерей Георгий Флоровский) – вот характеристика, которая, по мнению диакона Сергия, ближе к истине. Как и то, что он был знатоком и ценителем догматов… Все доклады будут опубликованы в очередном сборнике «Златоустовских чтений», и у желающих углубиться в них, поразмыслить над многими историческими фактами и богословскими аспектами, появится такая возможность. А за те два дня, что в Малом Златоустинском переулке шла конференция, очно и в режиме онлайн ее посетило более тысячи человек.
Автор: Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков
Также снимки взяты с сайта Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря