Семейный лагерь в с. Колегаево

В Москве душно и осень. Много людей, машины, компьютер и интернет. А мы- ещё там, где на берегу реки Сить когда-то давным давно ещё в XIII в. шла жестокая битва русских с татарами, где в 1793 году на месте деревянного  был построен каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи с тёплым пределом свт. Николая.

Лагерь в Колегаево в этом году был солнечным и жарким. Работ по храму много, но они все больше для мужских рук, так что основные труды большей части состава были на улице- приводили в порядок кладбище и чистили ограду…
Впрочем не будем забегать вперёд.

В этом году заезд в лагерь состоялся 31 июля. Уже под вечер, на скошенную загодя поляну, были поставлены палатки первых 17 поселенцев. С 1 августа начались трудовые будни.
Подъем 7:15, молитва, работы, в 13:30 обед, тихий час, опять работы, купание, ужин, спевка (мы готовимся петь Литургию), вечернее правило, костёр и песни под гитару. Максимальный отбой в 23 часа.
И так изо дня в день. Выходной- вторая половина дня субботы и воскресенье.

Первые дни очищали храм от осыпавшегося за зиму кирпича и штукатурки. В Никольском приделе, который нужно подготовить к службе, снят весь старый пол, поставлены столбики под лаги, но за престолом куча застывшего бетона. Во время снятия которого, то ломом, то в последствии сломавшимся перфоратором, был обретен полностью сохранившийся оклад иконы свт. Николая Чудотворца! В руке у него остался кусок бетона,который не смогли отколоть. Этим чудом Господь укрепляет и утешает нас. В центральном приделе были собраны остатки половой плиты: под ногами она все дальше разрушается, а так можно надеяться,что ею можно будет выложить, например, солею.

Кроме работ по храму первые дни занимались и обустройством лагеря: вновь были повешены качели и гамак. Установлен туалет, выкопан погреб. Отдельно поставлена продуктовая палатка. К месту купания через запруду перекинут мостик, рядом поставлена скамейка и устроена лестница для спуска в воду. Отдельно обустроена кухня, и разработана система мытья посуды дежурными.

Затем работы разделились на два направления.
Труды в храме: устройство лаг, прокладка утеплителя и установка временного пола. А также изготовление перегородки между зимним и летним храмом. И труды на улице: расчистка  территории храма и кладбища от кустарника, травы и нападавших веток и сухих деревьев. Уличные работы сопровождались большим количеством находок: обретены и обозначены старые безымянные могилы, на них установлены деревянные кресты; найдены литые, чугунные старые кресты, остатки памятников, все это собрано и по возможности, установлено на месте нахождения. Кресты и памятники очищены, отмыты и покрашены.

Также храм очищен по внешнему периметру: до сих пор вокруг валяется огромное количество битого кирпича, стекол.
С обновлённой территории кладбища были переписаны все таблички, позже, 12 августа в субботу, по ним была отслужена панихида.

В субботу же, 5 августа, лагерь пополнился ещё 11 тружениками, и ещё на несколько дней позже приедут 4 человека. Так что общее максимальное количество участников работ составило 31 человек. Самому младшему из них — 10 месяцев.

Работали под палящим солнцем упорно и самозабвенно. Дети обсуждали варианты написания сочинений «как я провел это лето» (копал могилы на кладбище?). Самой большой ценностью в лагере являлась лопата, за неё готовы отдать все, что угодно, но никто не поддается на уговоры. А уж если ты отвернулся, то жди, что останешься без инструмента: граблей, щётки или лопаты.
Самой большой находкой был памятник начала 20 в на могиле Егорьевских купцов Юкиных, который лежал частично засыпанный землей и не мало сил понадобилось, чтобы поднять его и поставить как положено.

Ещё одно важное дело этого сезона- в храме сохранилось совсем небольшое количество фресок, но в этом году одна из них была укреплена!

Самой жаркой работой, которую не все могли выдержать, стала вахта у постоянно горящего огромного костра, ведь мы сжигали не только собранные ветки, траву и спиленные деревья, но и весь скопившийся за десятилетия запустения Храма мусор.

Битые кирпичи вывозились на тачках на дорогу и высыпались в ямы и лужи для выравнивания. Нелёгкая работа, но и с ней успешно справились не самые старшие насельника лагеря, так, что под конец велись споры за то, кому вести тачку, так много было желающих! А может быть, кто-то просто последовал примеру Тома Сойера?

Начиная со второй недели храм и кладбище стали посещать местные жители. Некоторые приносили овощи со своего огорода. Приезжали люди,  жившие здесь когда-то в детстве и теперь пришедшие посетить могилки родных. Один пожилой мужчина рассказал как причащался в храме  в 1948 году, и как в 90-е годы в храме стали безобразничать, расткаскивать и жечь уникальный иконостас, срывать решётки с ограды и ломать кресты- чтобы сдать на металл. Впрочем, никто из тех людей добром не кончил, ведь Господь видит все. Две женщины рассказали, что их предок был кузнецом и ковал ограду. А когда они приезжали к бабушке в соседнюю деревню, всегда прибегали в храм и залезали на колокольню, где ещё висели колокола, но там жил старый большой ворон, и он пугал маленьких девочек.

Ко дню рождения Святителя Николая почти закончили работы в приделе, и послужили молебен с акафистом. Пели все вместе, также, как и трудились. Последние дни ушли на уборку строительного мусора и складывания оставшегося материала. А в воскресенье, в последний день перед отъездом, была отслужена третья с начала возрождения храма Божественная Литургия. Пели и алтарничали сами насельники лагеря. Несколько местных жителей пришли помолиться.
Днем лагерь посетил наш благочинный, который принял работы и попил с нами чаю с тортиком, испеченным на костре.

План работ на осень и следующий год размечен: есть к чему стремиться. Опять кажется много и невозможно, но Господь устрояет через нас и помимо нас, и творит чудеса!

Слава Богу, благодетелю нашему!